Ирина Федосова для всего мира прежде всего великая русская сказительница и плакальщица, а в Заонежье ее знают как радетельницу за дела общества и великую подвижницу.
Темы, которые выносятся на обсуждение Федосовских чтений, каждый год меняются. Но место и время проведения конференции постоянны – Заонежье, родина Ирины Федосовой, апрель. 17 апреля (30 апреля по новому стилю) родилась Ирина Андреевна.
Очередные малые Федосовские чтения состоялись в селе Великая Губа Медвежьегорского района. Малые – потому что сюда съехались ученики заонежских школ. Вот уже 15 лет общественная организация «Заонежье» и ее руководитель Валентина Сукотова ведут проект «Культура и быт заонежской деревни». Насколько эта тема обширна и неисчерпаема, свидетельствует интерес школьников к ней: они каждый раз выносят на малые Федосовские чтения новые сообщения – результат их исследовательской работы, естественно, под руководством педагогов.
В этом году таких докладов было шесть, авторы не только уверенно зачитали их, но и толково, со знанием темы отвечали на многочисленные вопросы зала. Семиклассник Великогубской средней школы Павел Матросов посвятил свою работу «Значению заонежских священников в развитии края». С одной стороны, они ничем не отличались от крестьян, так же работая на земле. А с другой, именно священники образовали тонкий слой сельской интеллигенции: преподавали в школах и училищах, составляли личные библиотеки, выписывая новинки литературы и периодики, которые затем передавали в общественное пользование. Старались дать хорошее образование своим детям. Священники и деловые люди, как мы их сегодня называем, перебираясь в Петрозаводск или в Петербург, не забывали родные деревни, а главное, не порывали с ними связи: постоянно тянулись в заонежские села обозы с книгами, коллекциями, музыкальными инструментами.
Одноклассница Павла Ксения Тарасова продолжила начатую им тему: «Из истории благотворительности и меценатства заонежского края» называлось ее выступление. Сегодня мы называем эту деятельность именно так, но в XIX веке считали ее скорее своим долгом, обязанностью перед краем, который помог им встать на ноги, уйти в большую жизнь.
Выступления Дарьи Моросиной из Великой Губы («Досюльный девичий заонежский костюм»), Юлии Усольцевой из Толвуи («Игра заонежских крестьян») и Ульяны Тайбаковой из Медвежьегорска («Прялка – неразлучная спутница заонежанки») были построены в виде живых красочных презентаций. Лично меня поразило умение девочек носить костюмы бабушек и прабабушек – они отнюдь не выглядели в них ряжеными! Оценили их и «информаторы», сидевшие в первом ряду – старожилы Великой Губы и окрестных деревень. Именно они еще хранят народную культуру, которая вместе с этим поколением может исчезнуть.
Жители Шуньги решили построить в селе храм. Стали собирать средства. А семиклассница Катя Абрамова отправилась в библиотеки в архивы. Вполне возможно, что ее разыскания помогут при выборе архитектуры нового храма и места его будущего строительства.
Ни один доклад не был напрямую связан с Ириной Андреевной, с ее творчеством, историей ее жизни. Но она присутствовала в зале, и не только на портрете. И.А. Федосова для всего мира прежде всего великая русская сказительница и плакальщица, а здесь, в Заонежье, ее знают как радетельницу за дела общества и великую подвижницу. Всю жизнь она боролась за то, чтобы девочки имели возможность получать такое же, как и мальчики, образование. К концу жизни Ирина Андреевна была очень богата, но все, что зарабатывала, отдавала на строительство в родном Заонежье школ, больниц, библиотек. Из поездок по России она всегда возвращалась сюда, здесь нашла и последнее упокоение. Здесь ее будет помнить и чтить не одно поколение.
Я не первый раз присутствую на Федосовских чтениях, в том числе и малых. Школьники толково и грамотно, без всякого снисхождение на возраст и труднодоступность для них архивных материалов, рассказывают о прошлом Заонежья. Но очень хотелось бы услышать, свяжут ли они сами свою жизнь с малой Родиной, вернувшись сюда после окончания вузов? Или, уехав из родных сел и деревень, как и многие их предшественники, будут время от времени возвращаться сюда – в отпуск, когда уж очень замучает ностальгия? А главное, зная богатую историю Заонежья, каким они видят его будущее? В чем? Их мнение и взгляды должны учитывать сегодня те, кто решает будущее Заонежья.
Нельзя не отметить, что с каждым годом растет число соучредителей чтений – к общественным организациям «Заонежье» и «Русский Север» прибавились министерства, ученые КарНЦ РАН, местные администрации Медвежьегорского района и заонежских сел, школы. Это значит, что у Федосовских чтений есть будущее. Но центр этой работы, конечно же, общественная организация «Заонежье» во главе с Валентиной Александровной Сукотовой, тоже коренной заонежанкой. Сейчас в Великой Губе она уже в местной школе реализует проект «Культура и быт заонежской деревни». Но поскольку в число соучредителей входят государственные структуры, они могли бы оказать помощь в издании сборников материалов чтений, общественникам затраты на него не осилить.
А закончить материал мне бы хотелось, процитировав мнение сотрудника Института истории, языка и литературы КарНЦ Константина Логинова: многие научные работы начинаются вот с таких детских докладов.
Следующие Федосовские чтений пройдут в Шуньге и будут посвящены семейным реликвиям.
Фото автора и Марии Цветковой