Главное, Культура, Русский Север

Место и время встречи изменить нельзя

Ирина Федосова для всего мира прежде всего великая русская сказительница и плакальщица, а в Заонежье ее знают как радетельницу за дела общества и великую подвижницу.

 

Темы, которые выносятся на обсуждение Федосовских чтений, каждый год меняются. Но место  и время проведения конференции постоянны – Заонежье, родина Ирины Федосовой, апрель. 17 апреля (30 апреля по новому стилю) родилась Ирина Андреевна.

 

Очередные малые Федосовские чтения состоялись в селе Великая Губа Медвежьегорского района. Малые – потому что сюда съехались ученики заонежских школ. Вот уже 15 лет общественная организация «Заонежье» и ее руководитель Валентина Сукотова ведут проект «Культура и быт заонежской деревни». Насколько эта тема обширна и неисчерпаема, свидетельствует интерес школьников к ней: они каждый раз выносят на малые Федосовские чтения новые сообщения – результат их исследовательской работы, естественно, под руководством педагогов.

 

В этом году таких докладов было шесть, авторы не только уверенно зачитали их, но и толково, со знанием темы отвечали на многочисленные вопросы зала. Семиклассник  Великогубской средней школы Павел Матросов посвятил свою работу «Значению заонежских священников в развитии края». С одной стороны, они ничем не отличались от крестьян, так же работая на земле. А с другой, именно священники образовали тонкий слой сельской интеллигенции: преподавали в школах и училищах, составляли личные библиотеки, выписывая новинки литературы и периодики, которые затем передавали в общественное пользование. Старались дать хорошее образование своим детям. Священники и деловые люди, как мы их сегодня называем, перебираясь в Петрозаводск или в Петербург, не забывали родные деревни, а главное, не порывали с ними связи: постоянно тянулись в заонежские села обозы с книгами, коллекциями, музыкальными инструментами.

 

Одноклассница Павла Ксения Тарасова продолжила начатую им тему: «Из истории благотворительности и меценатства заонежского края» называлось ее выступление. Сегодня мы называем эту деятельность именно так, но в XIX веке считали ее скорее своим долгом, обязанностью перед краем, который помог им встать на ноги, уйти в большую жизнь.

 

Выступления Дарьи Моросиной из Великой Губы («Досюльный девичий заонежский костюм»), Юлии Усольцевой из Толвуи («Игра заонежских крестьян») и Ульяны Тайбаковой из Медвежьегорска («Прялка – неразлучная спутница заонежанки»)  были построены в виде живых красочных презентаций. Лично меня поразило умение девочек носить костюмы бабушек и прабабушек – они отнюдь не выглядели в них ряжеными! Оценили их и «информаторы», сидевшие в первом ряду – старожилы Великой Губы и окрестных деревень. Именно они еще хранят народную культуру, которая вместе с этим поколением может исчезнуть.

 

Жители Шуньги решили построить в селе храм. Стали собирать средства. А семиклассница Катя Абрамова отправилась в библиотеки в архивы. Вполне возможно, что ее разыскания помогут при выборе архитектуры нового храма и места его будущего строительства.

 

Ни один доклад не был напрямую связан с Ириной Андреевной, с ее творчеством, историей ее жизни. Но она присутствовала в зале, и не только на портрете. И.А. Федосова для всего мира прежде всего великая русская сказительница и плакальщица, а здесь, в Заонежье, ее знают как радетельницу за дела общества и великую подвижницу. Всю жизнь она боролась за то, чтобы девочки имели возможность получать такое же, как и мальчики, образование. К концу жизни Ирина Андреевна была очень богата, но все, что зарабатывала, отдавала на строительство в родном Заонежье школ, больниц, библиотек. Из поездок по России она всегда возвращалась сюда, здесь нашла и последнее упокоение. Здесь ее будет помнить и чтить не одно поколение.

 

Я не первый раз присутствую на Федосовских чтениях, в том числе и малых. Школьники толково и грамотно, без всякого снисхождение на возраст и труднодоступность для них архивных материалов, рассказывают о прошлом Заонежья. Но очень хотелось бы услышать, свяжут ли они сами свою жизнь с малой Родиной, вернувшись сюда после окончания вузов? Или, уехав из родных сел и деревень, как и многие их предшественники, будут время от времени возвращаться сюда – в отпуск, когда уж очень замучает ностальгия? А главное, зная богатую историю Заонежья, каким они видят его будущее? В чем? Их мнение и взгляды должны учитывать сегодня те, кто решает будущее Заонежья.

 

Нельзя не отметить, что с каждым годом растет число соучредителей чтений – к общественным организациям «Заонежье» и «Русский Север» прибавились министерства, ученые КарНЦ РАН, местные администрации Медвежьегорского района и заонежских сел, школы. Это значит, что у Федосовских чтений есть будущее. Но центр этой работы, конечно же, общественная организация «Заонежье» во главе с Валентиной Александровной Сукотовой, тоже коренной заонежанкой. Сейчас в Великой Губе она уже в местной школе реализует проект «Культура и быт заонежской деревни». Но поскольку в число соучредителей входят государственные структуры, они могли бы оказать помощь в издании сборников материалов чтений, общественникам затраты на него не осилить.

 

А закончить материал мне бы хотелось, процитировав мнение сотрудника Института истории, языка и литературы КарНЦ Константина Логинова: многие научные работы начинаются вот с таких детских докладов.

 

Следующие Федосовские чтений пройдут в Шуньге и будут посвящены семейным  реликвиям.

 

1.Чтения открыли председатель общества «Заонежье» Валентина Сукотова, ученик Великогубской школы Дмитрий Куванин и и глава администрации Великогубского поселения Игорь Панкратов
Чтения открыли председатель общества «Заонежье» Валентина Сукотова, ученик Великогубской школы Дмитрий Куванин и и глава администрации Великогубского поселения Игорь Панкратов
Гость чтений – фольклорный ансамбль «Куделюшка»
Гость чтений – фольклорный ансамбль «Куделюшка»
Борис Иванович Ржановский – потомок семьи священников Русановых-Ржановских из Сенной Губы. Один из его предков Василий Ржавноский умер, можно сказать, в долговой яме, но оставил односельчанам уникальную библиотеку, которую собирал всю жизнь
Борис Иванович Ржановский – потомок семьи священников Русановых-Ржановских из Сенной Губы. Один из его предков Василий Ржановский умер, можно сказать, в долговой яме, но оставил односельчанам уникальную библиотеку, которую собирал всю жизнь
Дарья Моросина представила доклад «Досюльный девичий заонежский костюм», но на сцену она вышла с сестрой Александрой, которая показала, как она выглядел как она выглядел, этот старинный девичий костюм
Дарья Моросина представила доклад «Досюльный девичий заонежский костюм». На сцену она вышла с сестрой Александрой, которая показала, как  выглядел этот старинный девичий костюм
Старожилы заонежских сел и деревень многое помнят и с удовольствием делятся с ребятами своими воспоминаниями
Старожилы заонежских сел и деревень многое помнят и с удовольствием делятся с ребятами своими воспоминаниями
Старинная кадриль в исполнении толвуйских школьников
Старинная кадриль в исполнении толвуйских школьников

Дефиле в костюмах 50-х годов прошлого века. Модели: школьники  п Великая Губа, В.А.Сукотова
Дефиле в костюмах 50-х годов прошлого века. В роли моделей школьники Великой Губы и Валентина Сукотова
участники и гости конференции. В правом нижнем углу - Агапитов Вячеслав Алексеевич, председатель  КРОО  русской культуры «Русский Север»
Участники и гости конференции. В правом нижнем углу — Вячеслав Агапитов, председатель КРОО русской культуры «Русский Север»
В зале - о. Владимир, настоятель  храма во имя преподобного Алексия, человека Божия с. Великая Губа (Владимир Шурупов).
Вопросы задает отец Владимир, настоятель храма во имя преподобного Алексия, человека Божия,  с. Великая Губа
Местная жительница
Местная жительница
На переднем плане- главы местного самоуправления поселков, школьники  из которых приняли участие в малых Федосовских чтениях-2014
На переднем плане главы местного самоуправления поселков, школьники из которых приняли участие в малых Федосовских чтениях-2014
Валентина Сукотова и , этнограф Константин  Логинов
Валентина Сукотова и этнограф Константин Логинов
Снимок на память: участники и гости малых Федосовских чтений
Снимок на память: участники и гости малых Федосовских чтений

Фото автора и Марии Цветковой

 

 

  • Владимир Малегин

    Федосовские чтения показали,что сила духа обитателей сказочного края соответствует богатым традициям Заонежья. Проникновенное приветствие Главы Великогубского поселения Игоря
    Панкратова и задушевная песня в исполнении Главы Толвуйского поселения Татьяны Боровской, подтвердили, что люди живут одними заботами и стремлениями. Научный подход к поиску
    архивных материалов и любопытные факты из докладов школьников, показали высокий
    уровень работы педагогов местных школ.

    Все познается в сравнении. Как «бурлила» жизнь там без «эффективных менеджеров из Москвы». В ныне забытом селенье Типиницы в Храме Вознесенья был свой струнный оркестр. Местный священник выписывал журнал из Парижа. Село Шуньга – центр поморской торговли, известна в Санкт-Петербурге, Москве,Париже, Варшаве… Трудно представить сегодня, что в 1862 году в Шуньгу приехало 6 тысяч купцов и только пушного товара было продано на 138 тысяч рублей при таких ценах: 11 коп.за пару белок, 5 р.за медведя…А местный батюшка говорил на четырех языках. А какая была благотворительность и меценатство в Заонежье! Карп Изотов в д. Космозеро построил училище из 25 комнат, столовая, баня, библиотека
    1,5 тыс.книг, микроскопы и карты… В. Ржановский из Сенной Губы, занимал деньги на книги у знакомых, в том числе и у священников. … Умер в долговой яме, но потомкам оставил богатую библиотеку. Все без исключения доклады ребят были интересными. Ульяна Тайбакова: «Прялка – неразлучная спутница заонежанки». « Я не могу допустить, чтобы рукоделие моей прабабушки оборвалось на мне. Нет, я
    освоила прялку и написала пособие для других».

    Трудно переоценить значение «Малых Федосовских чтений» в организации которых приняли участие неравнодушные люди . Это и чиновники министерств и ведомств, ученые Института языка, литературы и истории КарНЦ РАН, главы поселений, общественные организации. Все это идет в залог возрождения Заонежья.

    Когда ехали по полуострову, обратил внимание, что все время встречались машины, груженные
    спелым хвойным лесом. В районе Толвуи, возвышались огромные терриконы дробленого шунгита. Значит, Заонежье щедро делится своими ископаемыми с центром. Интересно, а что получает взамен? Судя по тотальной безработице, покосившимся домам и плохой дороге – соотношение не равнозначное. Этот вопрос мы зададим Депутату ЗС РК А.А.Меркушеву, который был приятно удивлен увиденному, одобрил и заверил в своей поддержке — «пока хватит сил».