Теперь дети не играют, а учатся. Они все учатся, учатся и никогда не начнут жить.
(Александр Грин)
Нет никакой гарантии, что в начальной школе или даже в детском саду ваш ребенок сможет получить необходимый ему для жизни опыт игровой деятельности. Родителям имеет смысл самостоятельно позаботиться о том, чтобы ребенок умел и стремился получать новые знания через игру.
Хорошо – плохо
– Мы идем по улице – это хорошо, почему?
– Потому что мы направляемся домой, и от этого нам весело.
– Нам весело, это плохо – почему?
– Потому что если много смеяться, может заболеть живот.
– Живот заболит – это хорошо, почему?
– Все будут меня жалеть, это приятно.
– Когда все тебя жалеют, это плохо, почему? И т.д.
Попробуйте построить длинную цепочку, а еще лучше – замкнуть ее (вернуться к исходной ситуации) – и пословица о том, что в каждой бочке меда есть ложка дегтя, а также ее противоположность «Нет худа без добра» обретут для вас новый смысл.
Игра «Хорошо – плохо» не только забавная, но и очень полезная, так как она готовит детей к работе с проблемами. В обучении дошкольников первыми ее стали использовать преподаватели Михаил Шустерман и Леонид Шуб. Различные варианты этой игры описаны Татьяной Александровной Сидорчук и другими ТРИЗ-педагогами. Рассмотрим еще несколько вариантов.
«Маятник». Выбираем объект (или ситуацию), по очереди говорим, что в нем хорошего, а что плохого. Допустим, вы решили сыграть с объектом «мороженое». Диалог может выглядеть так:
Взрослый: – Мороженое – это хорошо, т.к. оно вкусное.
Ребенок: – Мороженое – плохо, потому что оно холодное, от него может заболеть горло.
Взрослый: – А я утверждаю, что мороженое – хорошо, т.к. оно полезное.
Ребенок: – Но в нем плохо то, что оно быстро тает и пачкает руки.
Взрослый: –Зато им можно остудиться в жару, и это хорошо.
Ребенок: – Его холодно держать в руках, это плохо.
И т.д.
В данном случае между высказываниями нет связи, цель игры – просто найти как можно больше плюсов и минусов и объяснить их.
«Суд». По очереди рассматриваем различные признаки объекта, обсуждаем, чем они хороши, чем плохи. Пробуем изменить объект так, чтобы хорошее в нем осталось, а плохое исчезло. В эту игру хорошо играть втроем: один играет роль прокурора, другой – адвоката, третий – судьи. Прокурор (на первых порах эту роль лучше играть взрослому) «обвиняет» объект, указывая, какой признак у него плохой. Адвокат защищает, объясняя, что именно этот признак несет свои плюсы. А судья всякий раз выносит решение, как сделать, чтобы плюсы сохранились, а минусы исчезли.
Например, попробуем «судить» пластиковую бутылочку для воды. Предварительно обсудим с ребенком, что такое суд, кто такие прокурор, адвокат, судья, что они делают. Выбираем объект для суда. Далее диалог может развиваться так:
«Прокурор»: – Бутылочка небольшая, вмещает всего пол литра воды, это плохо, т.к. вода быстро закончится.
«Адвокат»: – Бутылочка небольшая, это хорошо, т.к. ее легко носить.
«Судья»: – Итак, мы должны присудить бутылочке быть такой, чтобы ее было легко носить, но чтобы вода в ней долго не заканчивалась. Я думаю, если на улицах периодически встречаются фонтанчики для воды, можно наливать воду в бутылочку снова и снова.
«Адвокат»: – Хочу заметить еще одно достоинство: бутылочка прозрачная, это хорошо, т.к. всегда видно, сколько воды осталось.
«Прокурор»: – Это плохо, т.к. в прозрачной бутылочке вода нагревается, становится теплой и невкусной.
«Судья»: – Итак, нам надо, чтобы бутылочка не нагревалась, но чтобы было видно, сколько ее остается. Т.е. бутылочка должна быть прозрачной и непрозрачной.
И т.д.
Запрещалки
Начать можно с той же самой «барыни», а затем ограничения менять по собственному усмотрению. Например, попросите ребенка рассказать про школьный день одними глаголами, но так, чтоб было понятно («Пришел. Разделся. Зазвонили. Разложил. Открыл. Писал. Слушал. Отвлекся…» и т.д.). Или, наоборот, одними существительными («Утро. Подъем. Сбор. Пробежка. Встреча. Звонок…»). Можно вести такой рассказ по очереди: слово — один, слово — другой.
Еще один вариант – описать внешность человека, не называя слова, обозначающие цвет, форму, размер («Глаза цвета вишневого дерева, по форме – как миндаль. Волосы, как осенняя трава…»). Такие задания тоже стоит предлагать друг другу по очереди.
Вы можете придумать множество вариантов заданий. Эта игра нескоро вам наскучит, ведь она построена на противоречии: надо сказать слово, чтобы передать определенную информацию – и нельзя его говорить в силу запрета, наложенного условием игры. А чем острее противоречие, тем интереснее играть.
Предложенными здесь вариантами игр и диалогов, конечно, не исчерпываются возможности развивающего общения с ребенком в потоке повседневных дел. Свою задачу автор видел в том, чтобы показать, как в принципе это можно делать. Надеюсь, что вы попробуете, войдете во вкус и придумаете свои сценарии игровых заданий.