Интернет-журнал «Лицей»

Кричи, защищайся!

Фото vk.com/planikdetyam

Отшумел день защиты детей, прошли мероприятия и торжества перед телекамерами. Настало время напомнить о проблемах детства в Карелии. А еще спросить родителей: что могло бы сделать ваших детей счастливыми?

 

«Я не буду кричать. Это плохо – кричать»

Однажды я спросила знакомую, чему самому необычному она учила своего ребенка.

— Когда моей дочери было пять, я учила ее кричать на улице, — ответила Инна. — Со стороны это выглядело странно, а на самом деле так я заботилась о ее безопасности. Тогда мы разговаривали про злых людей, и дочь сжалась и чуть ли не зашептала: «Я не буду кричать. Это плохо – кричать». Я была ошарашена. Моя дочь не будет кричать, когда на нее нападают?!

Всю оставшуюся дорогу мы шли и кричали на всю улицу. «Кричать плохо» – это нормальная установка для каждого, кто ходил в детский сад. Драться и защищать себя – тоже плохо…

Что я заметила за последние несколько лет? Любой значимый этап в жизни ребенка для родителей, особенно нескольких детей, начинается с отвоевывания права на него. Сначала — на детский сад, затем — на школу, далее — на достойный отдых. Еще сложнее приходится родителям особых детей и тем, чей достаток весьма ограничен. Когда несколько факторов объединяются в одной семье, папы и мамы не могут кричать и требовать. Они молчат и изо всех сил тянут лямку своего родительства.

 

Пейте, дети, молоко!

Меня как маму волнует ситуация с программой «Школьное молоко». Чиновники от образования вместе с министерством здравоохранения решили, что за счет средств этой программы стоит усилить горячее питание в школах. Кормить усиленно обещают малообеспеченных и многодетных. К сожалению, в головах управленцев разных уровней эти две категории практически соединены в одну, но на деле случается так, что в многодетных семьях достаток  может быть средним и выше среднего. То есть то, что когда-то родилось как национальная программа для всех детей, становится мерой поддержки лишь для тех, кому по нормативам и собранным справкам это полагается. Справки, к слову, не всегда отражают действительное положение дел.

Непонятно, почему местные управленцы  не заинтересованы, чтобы программа «Школьное молоко» работала в полную силу, и полезное питье выдавали детям в начальной школе ежедневно. Ведь подобные инициативы реализуются в разных регионах России.

При обсуждении этой проблемы многие директора школ говорили, что дети с правом на бесплатное питание, которых кормят на фиксированную сумму, получают его недостаточно. Несколько лет средства, выделяемые бюджетом, остаются на том же уровне, а порции с учетом роста цен на продукты, увы, сокращаются. Нужно ли решать эту проблему через перераспределение денег или все-таки нуждающихся в поддержке государства детей стоит начать кормить на бюджетные средства полноценно?

Образование: доступное или нет?

Еще одна острая проблема — доступность дошкольного и школьного образования. В Петрозаводске сохраняется напряженная ситуация с местами в детсадах города. Об этом говорили и раньше. Сейчас родители детей Древлянки пытаются добиться, чтобы детский сад, построенный в 2013 году (!) и полностью готовый к приему детей, все же открылся. Петицию подписали уже 700 человек .

Кстати, порции каши, пюре и котлет в детсадах сократились, качество фруктов часто не радует. Правда, тем, кто не может получить заветное место в детском саду рядом с домом (очередь в системе «Дошкольник» держится на отметке 7 950 человек), эти проблемы кажутся надуманными: папы и мамы вынуждены разными способами выкручиваться до тех пор, пока ребенка не возьмут в детсад.

Школьное образование. Бесплатное и доступное. Слыхали? Я тоже каждый раз с удивлением об этом слушаю, особенно когда сдаю каждый учебный год деньги на рабочие тетради, заказываю форму сомнительного качества у местных производителей и сталкиваюсь с множеством неписаных правил при смене школы. К сожалению, школьные программы, учебники и постоянное тестирование, которое проникло и в начальную школу под видом Всероссийских проверочных работ, не внушают доверия и ощущения стабильности.

Для провинции, где абсолютно всё для школьников покупают родители, они же и классы ремонтируют и  питание в полном объеме оплачивают в большинстве своем, о бесплатности образования говорить не приходится. О доступности тоже. Вы пробовали перевести ребенка, живущего в центре, в другую школу? Практически все школы в центре укомплектованы полностью, чтобы осуществить операцию «перевод», необходимо невероятное везение.

Сейчас я желаю его своей знакомой, которая пытается избежать второй смены для дочери-второклассницы и спасти сына из класса, где периодически вспыхивает застарелый конфликт, в который администрация уважаемой школы не вмешивается. В итоге многодетная семья уже несколько месяцев живет в ситуации стресса и невозможности поменять школу для двух старших детей.

Запись детей в первый класс — еще одна головная боль для родителей. Электронная система с нагрузкой не справилась, так что многие папы и мамы будущих первоклассников в Петрозаводске стояли ночами, чтобы записать своих детей в выбранную школу.

 

Дорожная карта по бездорожью

Оптимизация стала обыденным явлением для Карелии. С сентября 2015 года откуда только не слышится это слово, подкрепленное заклинанием про «дорожную карту». Меня последнее сочетание смешит, поскольку достойных дорог нет даже в Петрозаводске, что уж говорить о районах, откуда как вести с фронта, приходят сводки об ухабах, по которым трясутся дети, чтобы добраться в школу  на автобусе или сдать ЕГЭ .

Последний резонансный случай по коррекционному интернату № 22 пока нельзя считать завершенным, но, говорят, решение о его закрытии принято настолько высоко, что судьба детей с тяжелыми нарушениями речи уже предрешена. Дети, которые приехали из районов,  отправятся обратно, петрозаводские будут учится в школе по месту жительства.

Но, по словам мам, мест в соседних от их домов школах нет. Им предлагают возить детей в Соломенное и на Птицефабрику, некоторых берут в школу-интернат №21 для ребят-опорников, где предоставлены лишь четыре комнаты для ребят-речевиков.

Подобное объединение даже у постороннего человека вызывает вопросы. Зачем спешно объединять детей с разными недугами? Зачем всех оставлять на окраине города, оторванными от центра? Снова родительское мнение, как и в истории с оптимизацией Специализированной школой искусств, не учитывается.  О правах детей вообще при этом не говорят. У чиновников забота только об экономии средств, которую, к слову, начинать себя они не спешат.

 

Два по записи, один без

Здравоохранение. Летом очередей в поликлиниках почти нет, а вот что там творится в период эпидемий зимой и в межсезонье известно всем родителям. Часто, отсидев два, а то и три часа в душных коридорах, ребята заболевают повторно. Говорить об этом можно бесконечно, но система записи в поликлиниках работает неэффективно, потому как бедные врачи вынуждены принимать двоих по записи, а одного — без.

Нередко видела, как время приема увеличивалась на час и два. Потом уставший доктор идет по квартирам, где его ждут дети, чьим родителям удалось-таки сделать вызов на дом. В последнее время, если у ребенка нет температуры и острой кишечной инфекции, в регистратуре просят приходить на прием самостоятельно. Так и сидят наши дети нос к носу. За десять минут приема врач должен вспомнить всё об особенностях ребенка, выслушать жалобы и назначить лекарство. Нам с доктором повезло. А вам?

Зимой мне выдали документ, распечатанный на принтере, в котором значилась сумма, затраченная страховой компанией на обслуживание ребенка. Вызов доктора на дом и прием в поликлинике, кажется, стоил чуть больше тысячи рублей. Я не понимаю, что именно этим чеком мне хотели сказать, о чем предупредить? О том, что услуга в ближайшее время станет платной?

 

 

Что могло бы сделать ваших детей счастливыми?

Этот вопрос я задала петрозаводским родителям.

Наталья, мама особого ребенка: — Нам, наверное, для счастья нужно быть принятыми. Избитая фраза о том, чтобы тебя приняли таким, какой ты есть, для нас становится актуальной. Мы переживем все трудности и, думаю,  многому научимся, просто хотелось бы поменьше замечаний, оглядок, косых взглядов, фраз: «Наверное, у вас ребенок дурачок».

Мария Мюллер: — Я не знаю, чего не хватает для счастья моей дочери. Ей еще нет двух лет и, надеюсь, ей хватает всего. Ну разве что больше теплых дней, чтобы возиться в песке, кормить уток и бегать с подружкой. Я стала бы намного счастливее, если бы научилась быть спокойнее и сдержаннее, если бы смогла, наконец, отделять первичное от вторичного. Например, отложить стирку и лишние 15 минут провести с дочкой.

Анна, мама семилетней дочки: — Лично нам для счастья не хватает здорового сердечка, что, к сожалению, невозможно. Живём от операции до операции.

Зинаида, учитель русского и литературы, мама троих детей: — Если честно, моим сорванцам не хватает папы. Именно отцовского внимания, разговора, примера для подражания.

Татьяна Киндяк, мама троих детей: — Мне и моим детям не хватает природы и простора, возможности много и самостоятельно гулять, без опаски изучать окружающий мир, от этого зависит моё душевное спокойствие и мир между детьми и в семье целом. Это основное для нас.

Инна Слободяник, предприниматель: — Счастливее моих детей сделал бы уютный, красивый, а самое главное безопасный двор. Я не могу отпустить дочь гулять одну, так как весь двор заставлен машинами, несмотря на то что вроде как это придомовая территория. На месте цветника под окнами ставят машины, а прямо у подъезда огромная яма, коляску тяжело затаскивать.

Светлана Филон, преподаватель, мать двоих детей: — Что могло бы нас всех сделать счастливее? Возможно, побольше семейных поездок в разные интересные места, мы и сейчас часто куда-нибудь выбираемся, но хотелось бы почаще и подальше, а это, естественно, упирается в финансы. В первую очередь, конечно же, для счастья нужно, чтоб болели дети пореже, а лучше вообще никогда, а то за эту зиму подустала я кашли и сопли у всех по кругу лечить.

Мама троих детей, больничный клоун: — Всем детям для счастья не хватает игры. А защищать их нужно от занудства и закостенелости, от нежелания дать детям всё, что в наших силах. Уверена, детям, проходящим длительное лечение и переносящим болезненные процедуры, игра жизненно необходима. К сожалению, не все взрослые и даже врачи это понимают.

Ольга, преподаватель: — Спросила у своего ребенка, чего ему не хватает для счастья. Он сказал сначала, что мультиков. А потом обнял меня и сказал, что «обнимашек и целовашек». Если честно, мне тоже не хватает его «обнимашек и целовашек» в течение дня. К сожалению, быт и работа отнимают время, которое хотелось бы проводить вместе с ребенком.

Фото vk.com/planikdetyam

 

Exit mobile version