Профильный комитет Законодательного собрания Карелии, как уже стало привычно, единогласно одобрил поправку к республиканскому закону об образовании. Чем она обернется для малокомплектных школ?
— Поправка провоцирует ухудшение условий образования, перегрузку учеников и педагогов и соответственно – понижение качества образования, — считает ведущий в Карелии специалист по сельской школе Зинаида Ефлова.
Зинаида Борисовна подробно прокомментировала принятую поправку, которая, видимо, на заседании ЗС в ближайший четверг станет законом.
***
7 декабря состоялось заседание Комитета по образованию, культуре, спорту и молодёжной политике Законодательного собрания РК. Первым вопросом заседания вновь проходил проект «О внесении изменений в Закон Республики Карелия «Об образовании», принятый в первом чтении. Снова речь шла об изменениях в пункте 1 статьи 1 закона, а именно об определении понятия «малокомплектная школа» в масштабах системы образования нашей республики.
Надо сказать, что в промежутке между заседаниями профильного комитета у меня состоялась встреча с председателем комитета Л.А. Подсадник, где Лариса Анатольевна извинилась за произошедшее недоразумение (см. публикацию в «Лицее»), как казалось, выслушала наши предложения и взяла материалы для ознакомления.
7 декабря на заседании комитета мне дали возможность высказаться перед депутатами, но понимаю, что выступление получилось скомканным, оно касалось только самых горящих, бросающихся в глаза положений законопроекта, в том числе потому, что с новым вариантом поправки удалось познакомиться только непосредственно на заседании. В данной поправке наших предложений не обнаруживаю! Не отражены здесь в полной мере организационно-педагогические особенности и особое значение/роль сельской образовательной организации.
Несмотря на то что юристы сообщают – «замечаний и предложений правового характера к тексту не имеется» (заключение подписано начальником Управления Министерства юстиции РФ по РК Д.В. Горшковым), позволю прокомментировать принятую поправку, предположить её последствия и в очередной раз высказать предложения.
Текст поправки – пункт 1 части 2 статьи 3: «1) малокомплектная образовательная организация – государственная общеобразовательная организация Республики Карелия, муниципальная общеобразовательная организация [1], расположенная в сельском населённом пункте [2], реализующая образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования [3], не имеющая параллельных классов и соответствующая одному из следующих критериев [4], (подчёркнуто в проекте поправки ЗРК):
отсутствует транспортная доступность [5] иной образовательной организации или время подвоза обучающихся превышает 30 минут в одну сторону;
средняя наполняемость классов, классов-комплектов [6] начального и основного общего образования не превышает 9 человек».
В тексте поправки выделены те моменты, о которых по-прежнему и снова считаю необходимым сказать особо.
Фрагмент поправки | Последствия | Предложения |
[1]«малокомплектная образовательная организация – государственная общеобразовательная организация Республики Карелия, муниципальная общеобразовательная организация» | Чёткость и однозначность формулировки. | Более краткая формулировка – «государственная или муниципальная общеобразовательная организация Республики Карелия». Смысл тот же. |
Комментарий. Зачем писать витиевато и длинно? Чтобы запутаться вконец?
[2]«расположенная в сельском населённом пункте» | Статус малокомплектной в принятом варианте поправки не смогут иметь образовательные организации, которые формально относятся к городским, а фактически находятся вдали от населённых пунктов, в далёкой «глубинке».
Так, например, Валаамская школа, существовавшая (?) до недавнего времени, относилась к г. Сортавала, находясь на острове в 60 км от города. Подобные ситуации, хоть и единичны, но есть. Значит, нужно их предусматривать! |
Корректнее сформулировать «расположенная в сельском или городском поселении Республики Карелия». |
Комментарий. По типам населённых пунктов наша республика столь разнолика, что разобраться в многообразии разнообразия часто не могут даже на местном уровне. Чего у нас только нет: традиционные сёла и деревни, посёлки городского типа, лесные посёлки (посёлки бывших леспромхозов и лесоучастков), охотничьи и рыболовецкие посёлки, горнодобывающие посёлки, бывшие военные городки…
Классические сельские населённые пункты, то есть такие, где занимаются традиционным сельским хозяйством и/или сельскохозяйственным производством представлены только в южной и юго-западной Карелии. В её иных негородских территориях типы хозяйствования и трудозанятости населения ОЧЕНЬ разные.
Скажете, к чему это? А к тому, например, что тип посёлка «птг», даже если среди леса стоят два-три пятиэтажных дома и ничего более, может лишить школу сельских преференций, в том числе и статуса малокомплектной.
В последние годы более или менее устоялись понятия «сельское поселение» и «городское поселение». К последнему, согласно ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131, относятся небольшой город или посёлок городского типа. Из чего и целесообразно исходить в нашем регионе.
На 1 января 2016 года в Республике Карелия 22 городских и 86 сельских поселений.
[3]«реализующая образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования» |
2. По 1-4 учеников в 10-11 классах – это, с одной стороны, проблемы с социализацией старшеклассников, с профилизацией образования и, как следствие, с его качеством, а с другой, – это нерациональное использование средств на образование. Вот где нужно искать экономию средств, если уж её искать. |
Внести формулировку «реализующая образовательные программы дошкольного, начального, основного, среднего (в особых случаях) общего образования». |
Комментарий. 1. Как показывает исследование, проведённое лабораторией ТиПР СШ ПетрГУ в 2014-2015 гг., более 50% сельских школ РК в настоящее время реализуют программы дошкольного образования, работают в модели «школа – детский сад». И это в основном те школы, сохранение и развитие которых было обусловлено необходимостью присоединения детских садов или созданием дошкольных групп на базе школы. Дошкольники в школе – это в духе майских писем Президента РФ и последних концепций развития образования РК: обеспечить дошкольное образование каждому ребёнку.
Вопрос о дошкольном общем образовании в сельской местности давно назрел, однако это отдельный и непростой разговор.
2. Понимаю, что есть особые случаи, например, старшеклассники с ограниченными возможностями здоровья, которые имеют право на получение среднего образования в соответствующих условиях. Поэтому считаю, что нынешним малочисленным школам не стоит расслабляться – нужно получать и иметь лицензию на реализацию образовательных программ среднего общего образования, чтобы обеспечивать эти случаи через индивидуальные образовательные маршруты, тьюторское сопровождение, а также, чтобы быть готовыми к переменам в демографической ситуации…
Сейчас в сельских школах большой разброс количества учеников в школьных классах: есть примеры, когда в разных классах одной школы учатся от 1 до 19 человек или когда вообще нет класса какого-то возраста (не родились дети в соответствующем году). Однако времена меняются, смею надеяться, и в лучшую сторону тоже.
[4]«не имеющая параллельных классов и соответствующая одному из следующих критериев» | Подчёркнутое предусматривает вариативность в определении статуса малокомплектной ОО, что конечно положительно.
Далее важно определить понятные и однозначные критерии… |
Сформулировать: «соответствующая одному из следующих критериев:
— не имеет параллельных классов;…» |
Комментарий. Отсутствие параллельных классов в малокомплектной школе, по-моему, очевидность. Если уж есть опасения, что кто-то будет создавать параллели искусственно, то можно определить это отдельным критерием/показателем.
Данный элемент поправки означает, что для отнесения образовательной организации к малокомплектным достаточно одного из двух (фактически трёх) критериев/показателей. В принятом варианте предполагается: «не сработает» один критерий – «сработает» другой.
Получится ли это на практике, зависит от принимающих решения.
[5]«отсутствует транспортная доступность иной образовательной организации или время подвоза обучающихся превышает 30 минут в одну сторону» | Понятие «транспортная доступность» может трактоваться по-разному. Этот пункт попадает в зависимость от представлений и компетентности лиц, принимающих решения. | Уточнить, конкретизировать понятие «транспортная доступность» |
Комментарий. Разнообразие природно-географических, социально-экономических, демографических условий в нашей республике порождает разные ситуации. Например, когда образовательная организация располагается, вроде бы и недалеко, но разливающиеся реки, снежные заносы, железнодорожные переезды, грунтовые или «с остатками асфальтового покрытия» дороги местного значения представляют собой реальные и даже опасные для жизни препятствия.
Вторая часть критерия очевидна, поскольку она нормирована действующими СаНПиН.
[6]средняя наполняемость классов, классов-комплектов начального и основного общего образования не превышает 9 человек».
В принятой поправке: «класс-комплект – это группа обучающихся, состоящая из двух и более классов, обучение которых ведёт одновременно один и тот же учитель». |
Даже как вероятность/возможность, объединение для совместного обучения более 2-х классов, т.е. 3-х-4-х классов в начальной школе и до 5-ти классов в основной школе – это нарушение психолого-педагогических, организационно-педагогических норм обучения, воспитания… детей и условий труда педагога. По большому счёту – это нарушение прав ребёнка и прав учителя. | Оставить показатель средней наполняемости классов – 9 человек, но относить его только к традиционному определению понятия «класс», т.е. объединению детей одного года поступления в школу, обучающихся по одной образовательной программе, одному учебному плану.
Ввести в Закон РК понятие «класс-комплект» в следующей формулировке: «Класс-комплект – объединение не более двух классов обучающихся одного года обучения, одновременно осваивающих одну общеобразовательную программу под руководством одного учителя». |
Комментарий. Не так давно Карелия могла позволить среднюю наполняемость классов в сельских школах 12 человек (было и 14). Нормативно-подушевое финансирование эту практику прекратило: все на равных. Муниципальным системам образования резко стало не хватать средств… Подчеркну, Республика Карелия – один из регионов, который продолжает традицию поддержки образования на селе.
Однако необходимость снижения нормы до 9 человек – закономерное следствие, что, надеюсь, понимают педагоги и родители.
Важно здесь напомнить, что в связи с внедрением инклюзивного образования в классе обычной школы сейчас одновременно могут обучаться дети по образовательным программам других видов. Т.е. учитель обычного класса часто уже работает не по одной, а по двум и более программам, планам. Такие случаи не исключение и в сельских школах.
Снова о понятии «класс-комплект». На этот раз ответственность за него взяла на себя Л.А. Подсадник. Вчитайтесь, пожалуйста, в него внимательно. Этой формулировкой предлагается легализовать, то есть узаконить, что один учитель может одновременно обучать два и более, то есть три, четыре, пять классов одновременно. Почему так? Потому что образовательная программа начального общего образования – это 4 класса начальной школы (с 1-го по 4-й), а образовательная программа основного общего образования – это 5 классов основной школы (с 5-го по 9-й).
На заседании Комитета ЗС министру образования был задан вопрос: «Есть ли в Карелии такие ситуации, когда в одном кабинете с одним учителем сидит более двух классов?». Ответ: «Есть такие ситуации. Их немного, но они есть…».
Логично, если бы далее последовали вопросы, о том, кто отвечает за это, или каково это – учить и учиться в таких условиях. Вопросы не последовали… Перевод на «чисто научную дискуссию», на мой взгляд, – это избегание ответа и ответственности за происходящее. А легализация таких ситуаций равна поощрению к их возникновению и росту, что вообще не укладывается ни в какие разумные объяснения.
По программе подготовки учителей начальных классов в институте педагогики и психологии ПетрГУ, а также по программе дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) педагогов в Карельском институте образования отрабатываются модели/варианты проведения учебных занятий в классе-комплекте, объединяющем два класса. Будущие и действующие учителя называют эти занятия самыми сложными, самыми трудоёмкими: «по семь потов сходит на таком уроке». И это в лабораторных условиях, когда «ученики» понятливы и послушны, когда в технологической карте урока только два основных элемента!
Получается, что поправка провоцирует на ухудшение условий образования, перегрузки обучающихся и педагогов, соответственно – на понижение качества образования.
Принятая поправка Закона по-прежнему не предусматривает ряд важных позиций:
— не прописан механизм обеспечения его реализации и контроля исполнения;
— неясно, кто и как будет отвечать за неисполнение/за недобросовестное исполнение/за нарушение Закона.
Ещё не одну потенциальную проблему увидела в документе, предлагавшемся в депутатском пакете этого заседания Комитета ЗС РК. Документ составлен 16.11.2016 МО РК и содержит предварительную оценку числа малокомплектных общеобразовательных организаций, к которым в нём отнесены 46 сельских школ.
В подобном списке 2016 года было 59 общеобразовательных организаций (школ). Из перечня 2016 года выбыли 23 организации, дополнены 11. Не попали в новый список многие маленькие школы, работающие в настоящее время. Что предлагается им этим документом? Оставить без республиканской поддержки? Ликвидировать?
Согласно новому списку, в текущем году изменился тип образовательной организации у трех школ: были средними – стали основными (1), были основными – стали начальными (2). В предварительном перечне 27 школ являются средними, 3 – начальными. Получается, что республиканская поддержка будет направлена на консервацию ситуации средней школы и одновременно ослабит позиции самых маленьких школ из самой дальней глубинки (провоцирует к закрытию?).
Пока обнадёживает то, что документ предварительный, что планируется создание рабочей группы для определения порядка определения малокомплектных организаций. Как? Когда? Кто войдёт в её состав? – немаловажные вопросы в определении будущего сельских школ и судеб их учеников, воспитанников и педагогов.
Уважаемый дочитавший читатель, надеюсь, это прежде всего сельский педагог и родитель, прошу извинить за слог текста. Наша профессиональная педагогическая и юридическая терминологии грешны склонностью к казуистике и позволительностью инсинуаций. Но разбираться в них нужно. И вовремя.
Об авторе. Зинаида Ефлова — кандидат педагогических наук, заведующая лабораторией теории и практики развития сельской школы ИПП ПетрГУ; исполнительный директор Ассоциации сельских малочисленных малокомплектных школ Республики Карелия.
Фото Марии Голубевой