О новых возможностях информационных технологий для решения старой, но по-прежнему важной задачи – научить детей читать с удовольствием.
«Сказка кончилась, и тем не менее место для того, что было потом, всегда найдется».
Так получилось, что проект «Сказкочитатель» на экспериментальных площадках по ОТСМ-ТРИЗ технологии оказался новогодним – мы завершали им Год литературы. Часть работы пришлась на время каникул, и заключительные задания были рассчитаны на семейное творчество: создание собственного календаря и Гугл-карты «По страницам сказок Родари».
В помощь детям и их родителям были предложены скринкасты «Как создать собственный календарь», «Как сделать Гугл-карту», «Как поставить ссылку на свою работу». Сегодня эти видеоинструкции можно найти на сайте https://sites.google.com/site/skazkocitatel
Сказочные календари
Задание выглядело так:
«Сделать собственный новогодний календарик — это здорово. Но в этом проекте нужно сделать не простой календарик, а сказочный.
Многие ребята любят делать календари про себя и свою семью. Давайте объединим темы, например, так: сделаем календарик на тему «Я (моя семья, мой класс) в сказках Родари». Думаю, получится интересно!»
Первыми снова были четвероклассники из интерната для слабовидящих детей. Им родители практически не помогали и рассчитывать можно было только на поддержку Екатерины Юлиановны. А сделать календарь и карту хотелось, поэтому четвероклассники управились с работой еще до новогодних каникул. И мы получили первый вариант календарей, который повторялся затем в разных вариациях многими участниками.
Оценивая работы, я старалась удерживать в поле зрения ребят три признака:
1) это должен быть календарь, сделанный с помощью сервиса http://calendarum.ru;
2) в работе должен каким-то образом присутствовать сам автор (или его семья) и «Сказки по телефону» Родари;
3) дополнительные баллы приносит новизна, т.е. календарь должен существенно отличаться от того, что сделали другие участники.
Ребята вместе с родителями нашли немало способов оформления календарей, встраивания себя в сказочный мир Родари:
— календари украшались фотографиями обложек книги «Сказки по телефону», изданных в разное время в нашей стране;
— фоном для календаря становились собственные рисунки ребят;
— использовались понравившиеся авторам рисунки различных участников конкурса и их фотографии;
— с помощью других интернет-сервисов создавались коллажи, которые тоже становились основной календаря;
— фоном для одного календаря стала карта, сделанная в рамках другого задания.
Италия в «Сказках по телефону»
И последнее творческое задание
«По сказкам Родари можно изучать географию Италии. Сколько там названий городов… и каждый можно найти на Гугл- или Яндекс- картах. Истории сказочные, а города — настоящие.
Сделайте такую карту, отметив города и местечки в Италии, о которых вы прочитали в сказках…».
В одном из сообщений форума я прочитала «Когда мы с папой второй раз перечитывали сказки Родари, чтобы составить карту…». Действительно, выловить из текста все географические названия, найти их на интерактивной карте Google или Yandex – это достаточно серьезная работа, требующая хорошего владения текстом.
Признаюсь, моих знаний не хватило, чтобы проверить карты качественно. Позднее, в задании «поймай ошибку» Феликс Шубин, один из участников конкурса, обнаружил, что в Италии два местечка Сант-Антонио, и некоторые участники указали на карте не то место, которое имел в виду Родари.
Творчеству в этом задании тоже нашлось место.
— Города на карте отмечали картинками телефонов, книжек и даже миниатюрными изображениями гербов этих городов;
— в описаниях размещали фотографии с видами каждого города;
— иллюстрировали каждое описание рисунком к сказкам, действие в которых происходит в данном месте, ссылками на аудиозаписи сказок.
Погоня за ошибками
В последнем конкурсе мы ловили ошибки других участников. За каждую пойманную ошибку можно было получить 3 балла. Так я отчасти решила проблему исправления ошибок в сообщениях детей. Исправить все было практически невозможно и, главное, дети обычно не обращают внимания на исправления, сделанные при проверке работ. А это задание как раз обращало их внимание на орфографию, пунктуацию и даже стилистику.
Включились в работу немногие (здесь тоже, очевидно, требовалась поддержка взрослых), но те, кто включился, поработали с пользой и весело. Вот фрагмент нашей переписки.
Заключение
Конкурс окончился – марафон длиной в полтора месяца для всей нашей нескучной и, как оказалось, немного фанатичной компании детей, педагогов и родителей. Ниже их впечатления.
«…Попутно с заданиями проекта приобретались новые умения — по возможности учила сына новому в работе на компьютере: делать скриншоты с экрана, сохранять презентацию в графическом формате, кроме того занимаемся с ним в «Фотошопе»…
За время работы в проекте мы виртуально сдружились с участниками! Столько талантливых, умных девчонок и мальчишек и родителей, которые поддерживали детей, работая сообща в проекте! А чаще дети сами нас учили чему-то новому, посмотреть совсем по-другому на простые вещи!»
Фарида Васильева, мама Глеба
«Вы открыли для нас сказочный мир Джанни Родари. Всем известны произведения «Путешествие Голубой Стрелы» и «Приключения Чиполлино». Но «Сказки по телефону» мало известны. В этом и ценность! Нам очень полюбились эти короткие истории, после прочтения которых Ангелина написала подряд две сказки.
А загадки «Самое главное одним предложением» научили детей выделять главную мысль. Как здорово они наперегонки разгадывали их!
Интересны были и задания, связанные с интернет-технологиями. Мы впервые сами создавали карту и календарь!»
Ангелина Сукманова и ее мама Лилия Сергеевна, Тольятти
И наконец, мой самый любимый отзыв:
«Вам удалось собрать здесь «море» детей: одаренных и позитивных. Вы делаете замечательное и очень нужное дело — создаете добрую интересную интернет-среду для детей…»
Вера Галкина, учитель гимназии №77, Тольятти
Да, вот это мы и пытаемся делать. И не только на сайте ОТСМ-ТРИЗ площадок, но, прежде всего — на портале «Новая вершина» республиканского центра «Ровесник», который работает для детей Карелии. И, кстати, мы все-таки запустили этот проект для карельских школьников.
Когда-то давно, работая в экспериментальном классе, я придумала для себя термин «творческое чтение», раскрыв его примерно следующим образом.
Творческое чтение предполагает:
– Создание на основе текста собственных речевых продуктов, в первую очередь – загадок.
– Создание на основе текста произведений в других видах художественного творчества (рисунки к тексту, театрализация). Сегодня в этом ряду у нас добавились инсталляции, календари и карты.
– «Причитание» (помните, как говорилось в «Алисе в стране Чудес»? Причитать – читать то, что в книге не написано). Для меня здесь важнее возможность «дочитать», «досказать» истории, угадать то, о чем прямо не сказал автор.
– И главное: выявление и творческое использование приемов, которыми пользуется автор. Например, приемов получения фантастических идей в сказках Родари.
Позднее я узнала, что творческое чтение в советской дидактике было известно еще в начале прошлого века, что отражено, в частности, в работах С.И. Абакумова. По сравнению с нашими открытиями, там отсутствует только последний пункт – выявление и применение использованных автором приемов. Но этим (позднее, в 70-е годы) предложил заняться сам автор «Сказок по телефону» в своей замечательной книге «Грамматика фантазии». Так что в данной работе нет особой новизны, я просто попробовала воспользоваться новыми возможностями информационных технологий для решения старой, но по-прежнему важной задачи – научить все-таки детей читать с удовольствием.
Подробности этого проекта — на посвященном ему Гугл-сайте.