«… думать — это тоже полезное дело. Может быть, даже самое полезное из всех других. По-моему, каждый человек должен полчаса в день думать. Это можно делать всюду — сидя за столом, гуляя в лесу, в одиночестве или в компании». Джанни Родари
Мы продолжаем рассказ о конкурсе-проекте «Сказкочитатель».
Кстати, сегодня конкурс открыт для школьников Карелии здесь: И к нему не поздно присоединиться. Заявку можно прислать автору на адрес: jlpsite@gmail.com
Паспорта героев
Имя героя – фиалка
Сказка – «Фиалка на Северном полюсе»
Волшебные возможности или особенности: попадает в странные места
Характер: добрая, самоотверженная;
Другие особенности: «Фиалка была бесстрашной и самоотверженной, появилась там, где не растёт ни одно растение.Источала чудесный аромат, так как это было её призванием.Чудесного запаха хватало на всех. Фиалка своим запахом хотела растопить льды, чтобы там появились острова с лугами, а на них миллионы фиалок. Но силы её иссякли, и она потеряла жизнь».
Автор записи: Кривощекова Анна, Тольятти
Это – паспорт героя. Созданием паспортов в нашей технологии дети занимаются часто, на разных предметах. На ОТСМ-ТРИЗ площадках можно встретить паспорта чисел и фигур, зверей и птиц, цветковых растений и грибов, природных зон и оболочек Земли, частей слова и орфограмм, текстов определенного жанра и литературных героев. Паспорт позволяет научить младших школьников структурированию информации, помогает детям понять, что объекты одной группы можно описать с помощью одинаковых вопросов (мы называем их именами признаков). А вот ответы на многие из этих вопросов (значения признаков) для разных объектов будут различными. На первых порах дети делают паспорта по шаблону, который предлагается учителем или создается коллективно в классе. Позднее учатся придумывать шаблоны паспортов сами, находить характерные признаки, по которым можно описать изучаемые понятия.
В среде дистанционного обучения MOODLE, где реализован проект «Сказкочитатель», есть такой замечательный и, на мой взгляд, недооцененный педагогами инструмент, как база данных. Она позволяет создавать коллекции паспортов по готовым шаблонам (они задаются учителями при создании дистанционного курса). Именно с этого мы и начали творческую часть проекта.
База дает возможность не просто задать определенные поля, но и указать варианты значений, которыми можно эти поля заполнить. Я воспользовалась этим, чтобы помочь ребятам задуматься о характерах героев сказок. Младшие школьники часто на просьбу охарактеризовать героя отвечают очень просто – хороший/плохой или добрый/злой, исчерпывая этим свой опыт оценки их поступков и поведения. Но если есть выбор, это заставляет задуматься. В каком случае можно утверждать, что герой наивный, недальновидный? Что он жадный или, наоборот, щедрый; себялюбивый или самоотверженный? Возможность выбрать несколько вариантов значений позволила получить достаточно интересные характеристики.
Спорные ответы обсуждали в комментариях. Почему сбежавший из кукольного театра в поисках свободы Пульчинелла – себялюбивый? Если ты назвал молодого рака, решившего перестать пятиться задом, добрым, подумай, главное ли это качество, на которое хотел обратить внимание автор?
Чтобы сделать хороший паспорт, нужно порой перечитать текст не один раз. Кто-то из участников разместил в базе один паспорт, кто-то несколько. Тексты сказок становились ближе и требовали дальнейшего творчества.
Изобразительные загадки
Нарисовать иллюстрацию к сказке – такое задание часто предлагают учителя на уроках литературного чтения. Мы его немножко усовершенствовали. Среда MOODLE позволила сделать из иллюстраций загадки, которые другие участники с энтузиазмом разгадывали. Ребенок размещал в базе рисунок или фото с описанием (указывал сказку и ситуацию, которую отразил в своей иллюстрации), но другие участники проекта видели только рисунок, а сказку требовалось отгадать.
Первоначально я и рассчитывала получить серию отсканированных рисунков. Но тут случился очередной разговор с Екатериной Юлиановной (воспитателем интерната для слабовидящих детей), повернувший наш проект в новое русло.
– Вы там предлагаете нарисовать иллюстрации. А мои дети не умеют рисовать.
– Ну, это же не единственное задание. Пропустите его.
– ???
– А лепить ваши дети могут? Тогда пусть слепят сценку и сфотографируют.
Е.Ю. обрадовалась. Лепить могут.
Потом, правда, оказалось, что рисовать они тоже могут, к нашему общему удивлению. Но новое направление уже было задано, и помимо рисунков мы получили пластилиновые скульптурки, инсталляции, выложенные из игрушек лего и подручных материалов. Красивую точку в этой истории поставил Тимур Хузиахметов, использовавший в инсталляциях своего живого кота.
Конечно, успешность в проекте требовала уже сформированных минимальных читательских умений. Начиная проект, я не очень рассчитывала на участие первоклассников. Но в большой группе детей всегда находятся и «ранние читатели», которым уже хватило скорости для «въезда» в проект, и разумные родители, сумевшие оказать ребенку дозированную помощь.
Из письма Елены Николаевны Ананьевой (Владивосток), воспитателя ЧШ «Дарина» и мамы семилетней первоклассницы — участницы конкурса.
«Полина участвовала с удовольствием. Конечно, уровень ее чтения оставляет желать лучшего, но она была в интересе, старалась и сама прочитала все небольшие сказки на каникулах, остальные читала я (я знаю, что в условиях проекта «обязательно читает сам ребенок», но в нашем случае это нереально, поэтому учтите при оценивании). Когда я сказала Полине, что можно не рисовать иллюстрацию-загадку к сказке, а инсценировать из игрушек, то потом не могла ее остановить еще несколько дней… Я приводила примеры загадок, сказок, паспортов героев и по аналогии она легко справлялась с этими заданиями».
В следующем выпуске расскажу о загадках-сравнениях, о том, как мы учились выделять самое главное и сочинять сказки.