Проектная деятельность школьников на уроках литературного чтения
Класс учителя из Тольятти Натальи Валерьенвы Лазаревой за четыре года учебы тему синтеза малых форм освоил по максимуму. В том, что сегодня педагоги в начальной школе смело берутся за такую проектную работу, во многом заслуга этих ребят и их учителя. У них получилось, и другие тоже захотели попробовать.
Аннотация
В результате работы с этой статьей читатель познакомится с возможными вариантами моделей хокку, небылиц, потешек, вредных советов, получит возможность научиться организации проектной деятельности школьников по синтезу малых форм
В современном образовании акцент переносится на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах.
Поэтому в настоящее время при организации образовательного процесса особое внимание уделяется применению методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся.
Для реализации творческих проектов оптимально подходит урок литературного чтения. Учащимися 2-го класса под моим руководством были проведены проекты: «Создание образа словом» (хокку), «Наши фантазии» (небылицы), «Потешки — для детей утешки», «Вредные советы от 2-б». Ниже приведены краткие описания этих проектов.
Проект «Создание образа словом»
Основная цель проекта: сформировать представление о роли поэтических приёмов в создании художественного образа.
Урок начинается с актуализации знаний. Проводится фронтальная работа по формированию у детей понятия «образ». С целью развития творческого воображения детей и для более глубокой последующей работы по составлению метафор, сравнений вводятся «помощники — Дели-Давай, Отставай-Забегай» [1]. Далее проводится работа по анализу хокку, помещённых в учебнике. Этот этап плавно перетекает в исследовательскую работу, в процессе которой учащиеся приходят к выводу: данные хокку имеют схожее строение. При коллективной работе дети выводят примерный алгоритм построения хокку:
1 строка — Объект. Что делает? Где? Когда?
2 строка — Образ, сравнение, метафора
3 строка — Вывод, отношение автора. Что будет?
Кроме того учащиеся замечают, что 1 и 3 строки короче, а 2 — длиннее. Следующий этап — практический, во время которого детям предлагается самим попробовать сочинить хокку. Сначала ребята сочиняют коллективно, предварительно вспомнив алгоритм составления метафоры [2]:
1. Объект.
2. Что делает? (Функция).
3. Что такое же? (Выполняет ту же функцию).
4. Где?
5. П. 3 + п. 4
Затем учащиеся, работая индивидуально или в паре, пробуют сочинить своё трёхстишие.
В процессе рефлексии ребята подбирают метафоры к слову «урок» и коллективно составляют о нём трёхстишие.
На данном этапе урок подходит к концу, и на дом даётся задание собрать копилку японских трёхстиший, сочинить свои хокку.
В процессе анализа собранных копилок хокку дети приходят к выводу, что есть ещё один алгоритм, пользуясь которым можно сочинить трёхстишие и сочиняют хокку по данной схеме:
1,2 События, предшествующие п.3
3. Объект. Что делает? Где? Когда?
Примеры детских работ
Воздух такой чистый,
Будто сотни ароматных шариков Лопнули разом! (Ефимушкин Влад)
Месяц зацепился за тучку, Ночь окунулась в блаженство, Летняя ночь… (Векленко Мария)
|
Сон сморил меня за письменным столом,
Как спасительный ангел он прилетел. Как люблю я этот сон. (Смирнова Виктория)
Счастье приносит в дом радость, Как солнце тепло на землю. Когда ты счастлив, ты — солнце… (Нигматуллина Алина)
|
Также дети замечают, что не все хокку составлены по алгоритму.
В конце работы над проектом каждый участник пишет отчёт, в котором делится своими впечатлениями о работе. Описывает, что понравилось, чему научился, с какими трудностями столкнулся в процессе работы.
Продуктом данной работы является сборник детских работ — хокку. Дети загорелись идеей участия в городском конкурсе литературного творчества «Веснушки», на котором 10 работ были отмечены грамотами «За высокий творческий результат».
Проект «Наши фантазии»
Над проектом «Наши фантазии» работа проходила по аналогичному плану. Начало проекта — сбор копилок небылиц. Сравнивая и анализируя их, дети находили общие черты, характерные для всех небылиц, определяли, какие приёмы фантазирования использованы при составлении той или иной небылицы.
На следующем этапе учащиеся выполняли индивидуальные задания, которые являлись пропедевтической работой перед сочинением собственных произведений. Далее, обобщая свои наблюдения, учащиеся пришли к выводу: небылицы имеют общие признаки построения, их можно сочинять, пользуясь алгоритмом:
1. Какой? (Какой он не может быть).
2. Герой.
3. Что-то делает (чего он не может делать).
4. Где? (Где он не может быть).
В результате проделанной работы учащимися были созданы два сборника небылиц: «Небылицы в лицах» и «Наш класс».
Две работы детей были отмечены дипломами победителей в номинации «Хорошо, когда кто врёт весело и складно» на городском конкурсе литературного творчества «Веснушки».
Примеры детских работ
Кошки ползают по дну,
Ищет мышка конуру. Лошадь лазает по ветке, Под окном мяучат детки. Хомячок берёт пакет, Покупать идёт билет. Петушок такой крикливый Не успел попасть к нам в книгу. Я сама-то не ленива, Сочинять могу шутливо! (Севастьянова Арина)
Я учусь во втором классе, У меня подружка Саша. На уроках не читаем, не пишем, не считаем, А ходим вверх ногами, смеёмся и играем! Я сижу вдвоём с Кириллом. Он в класс въезжает на машине! Мальчики в куклы играют, За порядком наблюдают, А девочки их обижают, Но, когда нужно — защищают. Вот какой наш 2-б! Смотрите нас на ОРТ! (Мякинина Дарья) |
В нашем классе много взрослых
И девчонок очень грозных, Много в классе мальчиков В юбочках и маечках. Любят девочки подраться, А мальчишки — красоваться, В косы ленты заплести, С куклой в парк гулять пойти. А учительница наша У доски стоит и пляшет, И танцует, и поёт — Математику ведёт! (Векленко Мария)
Есть у нас дивный сад. Там растёт на грядке Очень крупный виноград. А ещё у нас в саду Растут деревья и кешью! На кустах растут торты, И конфеты, леденцы! Куры огород вспахали, Лошадь яйца нам снесла, Мыши дом наш охраняют. Вот такие тут дела! (Мякинина Дарья) |
Проект «Потешки — для детей утешки»
В процессе работы над проектом «Потешки — для детей утешки» учащиеся получили представление о жанре устного народного творчества — потешке. Одной из целей проектной работы также являлось развитие исследовательских навыков учащихся.
Анализируя собранную копилку народных и авторских потешек, дети замечают, что разные виды потешек придуманы для разных целей. Таким образом создаётся картотека:
Виды потешек
• Для развлечения, утешения малыша
• Для пробуждения
• Для умывания
• Для кормления
• Для знакомства с телом
• Для засыпания
• Для одевания
• При первых шагах
• При причёсывании и др.
Следующим этапом работы было установление связей в построении произведений, проведён анализ структуры потешек, определены художественные особенности написания произведений:
Художественные особенности |
Форма |
Слова с уменьшительно-ласкательным значением
Повторение слов, строчек Слова-команды для жестов Слова-запевки |
Часто — парная рифма:
строки 1 = 2 3 = 4 5 = 6 и т. д. |
Примеры детских работ
Кашу из тарелочки
Ела даже белочка! И ты её покушай, Как соловей поёт послушай. Он тоже кашку ел, Поэтому запел. Чаем ты её запей И иди гулять скорей. А когда домой вернёшься, От супа уж не отвернёшься! (Векленко Мария)
Мы пойдём с тобой гулять. Пора одёжку надевать. Надевай скорей штанишки, Не забудем про пальтишко. Надевай скорей сапожки, Чтобы не промокли ножки. Ты иди скорей гулять И на улице играть! (Скулкин Артём) |
Зайка, зайка, попрыгун,
Наш весёлый топотун, Прыгай, зайка по дорожке И не пачкай свои ножки. *** Кудри, кудряшки, Весёлые барашки. Мы кудряшки заплетём И скорей гулять пойдём! (Севастьянова Арина)
Спи, хороший мой малыш. Птички, кыш! Птички, кыш! Журавель, иди сюда, Покачай ты малыша. Глазки закрывай, Баю-бай. (Катичева Виктория) |
Проект «Вредные советы»
Основополагающим вопросом при работе над проектом «Вредные советы от 2-б» являлся вопрос: есть ли алгоритм сочинения «Вредных советов?»
Учащимися было прочитано большое количество «Вредных советов» Г. Остера. Дети искали ответы на вопросы: в какой форме написаны «Вредные советы?» Каковы художественные особенности данных произведений? Все ли «Вредные советы» одинаково составлены? Есть ли алгоритм в создании произведений?
В результате исследовательской работы была выработана модель составления произведений:
Форма |
Художественные особенности |
Алгоритм |
Отсутствие рифмы.
Наличие ритма. Запись построчно, как в стихотворении
|
Разговорный стиль.
Юмор, шутливая форма. Преувеличения, контраст. Много глаголов. Много отрицаний (не, нет, никогда, никто, нигде и т. д.) Приём «Наоборот».
|
1 алгоритм:
1. Описание бытовой ситуации: Если… 2. Вредный совет: делать то, чего на самом деле делать нельзя.: Не…, никогда…, никому… 3. Последствие, вывод: а) итог такой, какой хочет герой, но которого на самом деле быть не может; б) чем может или должно на самом деле всё закончиться. И тогда…, вот тогда…, и всегда… 2 алгоритм: 1. Вредный совет, перечисление вредных советов по одной ситуации. 2. Последствие ситуации, вывод. |
Работая с копилкой, учащиеся отмечают, в каких ситуациях автор даёт
«вредный совет». Далее сами дети перечисляют другие жизненные ситуации
для сочинения собственных работ:
Продолжи «Вредный совет»
1. Если не готов к уроку…
2. Если получил ты двойку… 3. Если друг тебе подарит Что совсем-совсем не нужно… 4. Если мама тебя просит Вымыть пол, помыть посуду…
5. Бегайте на переменах… 6. Всегда списывай задачки…
|
7. Не стесняйся обзываться…
8. Если ты в гостях у друга… 9. На уроках будь активен: Загляни к соседу справа… 10. Никогда нигде не надо Говорить: «Прости, спасибо…» 11. Если ты гуляешь в парке… 12. Если друг тебя попросит… 13. Если тебе подарили Очень классную игрушку… |
В итоге дети составляют свои «Вредные советы».
Примеры детских работ
Если хочешь погулять ты,
Но на ключ закрыта дверь, Ты кричи, шуми и пой, Пока мама не откроет. А потом, как жеребёнок, Ты несись во двор к друзьям И гуляй пока тебя Не найдёт милиционер. Но домой не возвращайся И скажи, что ты сиротка. И тогда у тебя будет Много времени гулять! (Севастьянова Арина)
Если вы сегодня в школе Поиграть с мячом решили И разбили пару стёкол, Двери, парту и доску, А учитель по поведенью Ставит двойку или кол, Украдите вы журнальчик, Переправьте все оценки, Или лучше сам журнальчик Вы заройте возле школы. И тогда, когда вас спросят: «Кто бы мог такое сделать?» Вы не ёрзайте на стуле, Не смотрите в потолок, А тихонько покажите Вы на друга своего! (Поль Кирилл)
На уроках будь активен: Загляни к соседу справа, Пробеги по всему классу И линейку отними. И тогда учитель добрый Вам поставит пять пятёрок, По головушке погладит, Скажет: «Умница моя!» (Ефимушкин Владислав)
|
Никогда не мой ботинки,
Ведь опять пойдёшь в них завтра. Будут лужи на дороге, Будет грязь везде-везде. И домой придёшь опять ты В своих грязненьких ботинках. И никто, ни папа с мамой, Ни соседский даже кот Не поймут, был ли ты в школе, Пробирался ли сквозь лужи, Иль нигде ты вовсе не был, Весь день дома просидел. (Скулкин Артём)
Если друг тебе подарит, Что совсем-совсем не нужно, Быстренько беги на рынок, Чтоб подарочек продать. Ведь потом на эти деньги Купишь ты жвачку, колу. Это будет в сто раз лучше, Чем подарок сохранять! (Балонкина Анна)
Если мама наливает Борщ горячий из кастрюли, Поспеши в окошко вылить Борщ, пока он не остыл. Ведь кому приятно будет, Если вдруг холодным супом Обольют его внезапно Из открытого окна?! *** Если вдруг с какой-то стати Тебе мама запрещает Всю субботу с воскресеньем Телевизор посмотреть, Маме ты напомни прямо: «Нет муки у нас, о, ужас!» Мама: «Ах!» и убежала В ту ж секунду в магазин. Вот теперь и наслаждайся, Включай срочно телевизор. Пока мама не вернулась, Всё подряд смотри, смотри. (Векленко Мария)
|
Важнейшим результатом моей деятельности как педагога является осознание всеми без исключения учащимися самого, на мой взгляд, главного: я тоже смог, у меня тоже получилось!
Литература
1. Мурашковска И.Н. «Когда я стану волшебником» / [www-документ] url: http://trizminsk.org/e/prs/232018.htm
2. Свиридова В. Ю., Чуракова Н. А. «У. 2кл. Лит.чтение Ч. 1,2 (Свиридова В.Ю.,Чуракова Н.А.; Самара:Федоров/Уч.лит-ра,07) (система развив.обуч.Л.В. Занкова) Изд. 3-е,испр.»
3. Сидорчук Т.А. «Пьем по утрам остаток черной ночи» или три приема составления метафор / [www-документ] url: http://trizminsk.org/e/260012.htm
4. Терехова Г.В. Уроки творчества. Рабочая тетрадь №2 для учащихся 2-3 классов (учебное пособие) / [www-документ] url: http://jlproj.org/new/index_.php?p=3&u=473
Об авторе
Лазарева Наталья Валерьевна, зам. директора по УВР в начальной школе МОУ гимназии №89 Тольятти