В этом городе, противоположном городу Загадочных Частей, у предметов свой способ прятаться: они оставляют нам сообщения о том, где их можно отыскать.
При составлении загадок наша цель дать детям представление о надсистемах — об окружении объекта, о том, частью чего он является.
Упражнение 6.1.
— На этом домике написано: салат, магазин, хозяйственная сумка, огород. Смотрите, домик довольно большой. Здесь, наверное, не один загадочный предмет поселился. Попробуем угадать жильцов домика.
Следуют ответы: картошка, морковка, огурцы, колбаса.
— Стоп! Разве колбаса растет на огороде? Нет, колбаса нам не подходит.
Упражнение 6.2.
Выберем отгадчика и составим для него загадку. Например, про иголку. Выясним: где, у кого, в каких предметах есть иголки. Получаем, что иголки есть у ежика, у елки, у шприца, у швейной машинки и т. д. Аналогично можно составить загадки про колесо, пружину, шляпку, бантик и многое другое. В схеме такой загадки только один вопрос: куда входит? Или где встречается? Или у кого есть? Малышам можно задавать вопрос: где живет? Например, где живет перо? (На птичке, в подушке.)
Упражнение 6.3.
Чтобы загадка получилась интереснее, добавим к признаку места любой другой признак объекта. Например, укажем цвет или размер. Лучше всего добавлять действия, тогда получится полное предложение. Загадаем звезды.
Где живет? (место) |
Что делает? (действие) |
На небе | разбросаны |
В озере | отражаются |
Получается загадка: «На небе разбросаны, в озере отражаются».
Упражнение 6.4.
«ПОХОЖЕСТЬ» |
Реальный признак или действие |
|
Где живет? (Место) |
На что похоже? |
|
На небе | На черный плащ | разбросаны |
В озере | На блестящее зеркало | отражаются |
Или в такую:
«ПОХОЖЕСТЬ» |
Реальный признак или действие |
|
Где живет? (Место) |
Каково жилище? |
|
На небе | Воздушное | разбросаны |
В озере | Мокрое | отражаются |
Левые столбики схемы в загадке не участвуют. Из слов правых столбиков, добавив для связного предложения еще несколько слов, получим загадку: «На черном плаще разбросаны, в блестящем зеркале отражаются» или «В воздушном живут, а в мокром видны» (звезды).
Упражнение 6.5.
Рассмотрим еще одну интересную схему – назовем ее матрешкой. Примером может служить загадка: «На суке – высокий крюк, на крюке висит сундук, в сундуке пять ребят мирно рядышком сидят» (горох). Особенность загадки в том, что она описывает последовательность входящих друг в друга (или расположенных один на другом) предметов. При этом, конечно, ни один из загадочных предметов не назван прямо — все зашифрованы. Обозначим загадочные объекты буквами А, Б, В и т. д. и составим схему.
Где (в чем) находится? (место) |
На что похоже место? |
Предмет?
|
На что похож?
|
На столе На стояке В абажуре В лампочке
|
Высокий пол В железной руке В тонкой чаше Внутри сосульки
|
Стояк Абажур Лампочка Спираль
|
Железная рука Тонкая чаша Прозрачная сосулька Горящий волос
|
Убирая в примере 1-й и 3-й столбики, получим загадку: «На высоком полу — железная рука, в железной руке — тонкая чаша, в чаше той — прозрачная сосулька, а внутри сосульки волос горит» (настольная лампа).