ОТСМ-ТРИЗ педагогика, Страна Загадок

Страна Загадок +. Глава 6

www.polinabstudio.com

В этом городе, противоположном городу Загадочных Частей, у предметов свой способ прятаться: они оставляют нам сообщения о том, где их можно отыскать. 

При составлении загадок наша цель  дать детям  представление о надсистемах — об окружении объекта, о том, частью чего он является.

Упражнение 6.1.

— На этом домике написано: салат, магазин, хозяйственная сумка, огород. Смотрите, домик довольно большой. Здесь, наверное, не один загадочный предмет поселился. Попробуем угадать жильцов домика.

Следуют ответы: картошка, морковка, огурцы, колбаса.

— Стоп! Разве колбаса растет на огороде? Нет, колбаса нам не подходит.

Упражнение 6.2.

Выберем отгадчика и составим для него загадку. Например, про иголку. Выясним: где, у кого, в каких предметах есть иголки. Получаем, что иголки есть у ежика, у елки, у шприца, у швейной машинки и т. д. Аналогично можно составить загадки про колесо, пружину, шляпку, бантик и многое другое. В схеме такой загадки только один вопрос: куда входит? Или где встречается? Или у кого есть? Малышам можно задавать вопрос: где живет? Например, где живет перо? (На птичке, в подушке.)

Упражнение 6.3.

Чтобы загадка получилась интереснее, добавим к признаку места любой другой признак объекта. Например, укажем цвет или размер. Лучше всего добавлять действия, тогда получится полное предложение. Загадаем звезды.

Где живет? (место)

Что делает? (действие)

На небе разбросаны
В озере отражаются

Получается загадка: «На небе разбросаны, в озере отражаются».

Упражнение 6.4.

Составим аналогичные загадки, но не будем называть надсистему прямо, а зашифруем ее. Можно вместо названия употребить метафору (не ежик, а живой клубок), можно назвать предметы по признакам (и у шустрого есть, и у зеленой есть), можно по функциям и т. д. Таким образом, предыдущая загадка впишется в такую таблицу.

«ПОХОЖЕСТЬ»

Реальный признак или действие

Где живет? (Место)

На что похоже?

На небе На черный плащ разбросаны
В озере На блестящее зеркало отражаются

Или в такую:

«ПОХОЖЕСТЬ»

Реальный признак или действие

Где живет? (Место)

Каково жилище?

На небе Воздушное разбросаны
В озере Мокрое отражаются

Левые столбики схемы в загадке не участвуют. Из слов правых столбиков, добавив для связного предложения еще несколько слов, получим загадку: «На черном плаще разбросаны, в блестящем зеркале отражаются» или «В воздушном живут, а в мокром видны» (звезды).

Упражнение 6.5.

Рассмотрим еще одну интересную схему – назовем ее матрешкой. Примером может служить загадка: «На суке – высокий крюк, на крюке висит сундук, в сундуке пять ребят мирно рядышком сидят» (горох). Особенность загадки в том, что она описывает последовательность входящих друг в друга (или расположенных один на другом) предметов. При этом, конечно, ни один из загадочных предметов не назван прямо — все зашифрованы. Обозначим загадочные объекты буквами А, Б, В и т. д. и составим схему.

Где (в чем) находится?

(место)

На что похоже место?

Предмет?

 

На что похож?

 

На столе

На стояке

В абажуре

В лампочке

Высокий пол

В железной руке

В тонкой чаше

Внутри сосульки

 

Стояк

Абажур

Лампочка

Спираль

 

Железная рука

Тонкая чаша

Прозрачная сосулька

Горящий волос

 

Убирая в примере 1-й и 3-й столбики, получим загадку: «На высоком полу — железная рука, в железной руке — тонкая чаша, в чаше той — прозрачная сосулька, а внутри сосульки волос горит» (настольная лампа).

 

 

  • Юлия

    Прочитали с сыном статью, он тут же начал предлагать свои варианты загадок. Получилось веселое развлечение с пользой! Спасибо автору!