Да, быстро стареют факты, появляются новые модели поведения, новые узнаваемые ситуации. Но долго живут общие проблемы, типичные для всей системы образования. Недавно в руки мне попал текст выступления зам. министра образования Москвы Н.П. Шерри. Свой разговор о новых стандартах она начала с очень острого утверждения: мир меняется так быстро, что мы по сути не знаем, чему следует учить сегодняшнего школьника, чтобы он был успешен в своей завтрашней взрослой жизни. Читая эти строки, я вздрогнула — они почти в точности повторяли противоречие, сформулированное 10 лет назад в статье ТРИЗ-исследователей Николая Хоменко и Ингриды Мурашковской, противоречие, которым много лет руководствовалась группа неформального проекта «Джонатан Ливингстон»: педагоги должны учить своих подопечных выживать в том мире, о котором сами педагоги не имеют никакого представления.
Тогда, 20 лет назад, ситуация еще не была такой острой, но рост информации уже засталял школу наращивать содержание образования. Возникло противоречие: с одной стороны, объем содержания (знаний, умений, навыков), который требуется присвоить школьнику в результате обучения, должен все время расти (т.к. актуальная информация все время увеличивается и обновляется). С другой стороны, он должен быть ограничен, ибо, как говорила моя коллега-филолог, «дети у нас не резиновые» и не могут усвоить столько информации в сжатые сроки.
В 90-е годы администрации наиболее продвинутых школ это противоречие, как правило, не решали, уверенно вводя в факультативную часть учебного плана новые предметы и мало задумываясь о возможных последствиях учебных перегрузок. Дети нередко отвечали на эти нововведения немотивированной агрессией и разрушенной познавательной мотивацией. Сегодня решение представляется очевидным, оно фактически прописано в новых образовательных стандартах. Не надо увеличивать объем учебного содержания, надо дать необходимый минимум и научить САМОСТОЯТЕЛЬНО УЧИТЬСЯ – тогда ребенок нужное ему содержание возьмет сам. Определены и общеучебные умения (универсальные учебные действия), которые требуется сформировать у школьника. Открытым остается лишь вопрос о способах их формирования. В решении этого вопроса как раз и может помочь теория решения изобретательских задач — ТРИЗ.
ТРИЗ дает универсальный и эффективный инструментарий для обучения самостоятельной работе с информацией: он позволяет разбираться в том, как устроен мир и как устроено знание. Чтобы не быть голословной, приведу пример.
Обобщенные инструменты предполагают более высокий уровень детской самостоятельности (системные лифты и системные операторы не заучивают, их строят по определенным правилам), а педагогу позволяют понять, как на самом деле устроена детская картина мира и осторожно ее корректировать.
Рис. 4. Вопросы для описания исторической личности в системном операторе |
Рис. 5. Схема противоречия
Помню, во втором классе на меня большое впечатление произвел системный лифт, построенный Митей: система — стул, подсистема — сиденье, под-подсистема — кожа, ниже — молекула, часть молекулы — атом (пока все верно, учитывая возраст ребенка, а вот дальше…), подсистема атома — микроб, часть микроба — лапка, а на самом нижнем этаже — коготки на лапке микроба. Вот так! Если бы не системный лифт, я бы наивно радовалась, что мой ученик знает о молекулах и атомах и никогда бы не догадалась, как причудливо эта информация отразилась в детской голове.
Аналогично на разных уроках использовались формулировки противоречий (рис. 5) и способы их разрешения (подробнее об этих инструментах – в статье «Счастливого плавания в море противоречий»). В то время у нас не было удобной модели для изучения признаков объектов (она появилась позднее), но множество игр, придуманных или переоткрытых ТРИЗ-педагогами, помогали формировать опыт исследования объектов окружающего мира.
Таким образом, достаточно было ввести инструмент один раз на уроке ТРИЗ, и мы с детьми получали возможность обращаться к нему в учебном процессе по мере необходимости. Такой подход позволял не просто научить детей общим способам работы с информацией, но и сформировать целостную картину мира, в котором различные объекты устроены похожим образом, а различные проблемы решаются с помощью общих методов и приемов. Именно этот подход сегодня мы с учителями внедряем на экспериментальных площадках по введению новых стандартов.