Надеемся в «Лицее» вернуться к обсуждению этой ленты — столь же, кажется, знаковой для страны, как в свое время «Покаяние» Абуладзе. А пока предлагаем несколько отзывов о «Левиафане».
Владимир Толстой, советник президента по культуре: — Это талантливый режиссер, талантливый фильм. Мне кажется, что не надо так много политики в культурной деятельности, не надо смешивать политическую целесообразность и художественные достоинства. Надо радоваться, что российский фильм оценен и представлен на самые престижные международные награды. Надо говорить о том, что это талантливое произведение, хотя можно и нужно высказывать при этом свое личное отношение. Мне тоже не всё понравилось, какие-то вещи меня покоробили, показались надуманными. Но это вопрос личного вкуса. Я посмотрел фильм с большим интересом. Отличная операторская работа, сложные философские вопросы ставит фильм, мне это было интересно, но, повторюсь, какие-то вещи мне показались излишними. Я готов об этом спорить с режиссером, но не надо выдавать это в публичное пространство. Мы стали путать дискуссии смысловые, художественные и политические. Это плохо, я противник того, чтобы это смешивать. Россия разная, в ней есть много хорошего, много дурного, можно фокусироваться на одном, можно фокусироваться на другом. Правда не там и не там, правда в том, что есть и то, и другое. И когда художник нарочито фокусируется на отвратительном, это его право на художественное высказывание. Когда кто-то начинает лакировать действительность, выдавать желаемое за действительное, это другой полюс. Я всегда считал, что истина посередине, что нужно уметь видеть этот баланс добра и зла. В этом самая сложная задача художника. (Интервью телеканалу «Дождь» 16 января 2015 года)
Протоиерей Вячеслав Перевезенцев: — Мне кажется, очень важно понять, что в фильме Звягинцева мы сталкиваемся с подлинной трагедией — не в биографическом, а в жанровом смысле. То есть это не социальная драма на злобу дня, а трагедия в античном смысле этого слова. Злоба дня, конечно же, присутствует, и по-другому быть не может. Античная трагедия, которая возникла в Греции в эпоху гибели и разложения родового строя, когда рушились патриархальные устои родового быта, тоже была злободневна для современников Эсхила и Еврипида, но нам она интересна не поэтому. Так что все разговоры на тему того, что Звягинцев гениально показал всю беспощадную правду про современную Россию или, наоборот, так ничего в этой России и не понял и потому породил гнусный пасквиль, мне представляются не очень уместными… Страшно? Аж жуть. Но это та самая жуть, которая может отрезвить, заставить задуматься о том, что же с нами происходит? Нужно, чтобы соль вновь стала соленой, а государство вспомнило о правосудии. И тогда мы снова увидим резвящегося Левиафана в водах морских, а не в больном воображении утратившей всякую надежду несчастной жены Николая. (Личный блог)
Сергей Волков, учитель литературы 57-й школы (Москва), главный редактор журнала «Литература», член Общественной палаты РФ: — …поскольку сейчас страну раздирают страшные противоречия («И здесь, и там между рядами/Звучит один и тот же глас: /«Кто не за нас, тот против нас!/ Нет равнодушных. Правда с нами!»), которые обнажаются при любом удобном случае, фильм был обречен на то, чтобы стать одним из таких триггерных пунктов. Его хотят водрузить, как знамя, одни – и свергнуть другие. Его пытаются, как гранату, метнуть то в кремль, то в храм, то в сторону запада. Объяснения фильма множатся и по глубине найденных смыслов уже превосходят глубину самого фильма. Масла в огонь подливают и еще подольют премиальные сюжеты. Вся эта борьба вокруг, как мне кажется, порождает многочисленные аберрации в восприятии фильма. Хорошо снятого, хорошо сыгранного нормального фильма – одного из ряда нормальных, хорошо снятых и сыгранных фильмов. Одного из ряда. (Из высказывания в в ФБ)
Людмила Юдина: — Фильм в Копенгагене в прокате почти месяц, и полный зал датчан! Я посмотрела это кино, ура! Боже, где там очернение России? Это просто наша жизнь. Водка по горю или по празднику. Мат — ну мне, прямо скажу, неприятно слушать его, но все мы его ежедневно слышим. И что? За границей люди не пьют, не ругаются, на фабриках в захолустье не работают? Нету там никакой чернухи, это моя жизнь! И это говорит вам человек, который имеет возможность слетать в дорогую страну, чтобы посмотреть Звягинцева. Избавляйтесь как-то уже от нарциссизма своего, по крайней мере грязь почем зря не лейте. Если конкретно вы не такие — ну и прекрасно, «умный иностранец» не станет вас ассоциировать с этим кино, а если вы думаете, что непременно станет, то вопрос в вашем уме, если вы судите по себе. Фильм «Левиафан» — единственный, кому на выходе из центрального кинотеатра Копенгагена посвящен стенд с различными статьями об этом кино. Приятно! (Группа ВК «Андрей Звягинцев»)