Главное, Кино

«Левиафан» вышел в российский прокат

leviafanНашумевший фильм Андрея Звягинцева, удостоенный множества международных и отечественных наград, покажут и в петрозаводских кинотеатрах. Давно ни один фильм не вызывал такой бурной реакции общества, так не раскалывал его, вплоть до писем протеста и подачи иска в суд. 

Надеемся в «Лицее» вернуться к обсуждению этой ленты — столь же, кажется, знаковой для страны, как в свое время «Покаяние» Абуладзе. А пока предлагаем несколько отзывов о «Левиафане».

 

 

Владимир Толстой, советник президента по культуре: — Это талантливый режиссер, талантливый фильм. Мне кажется, что не надо так много политики в культурной деятельности, не надо  смешивать политическую целесообразность и художественные достоинства. Надо радоваться, что российский фильм оценен и представлен на самые престижные международные награды. Надо говорить о том, что это талантливое произведение, хотя можно и нужно высказывать при этом свое личное отношение. Мне тоже не всё понравилось, какие-то вещи меня покоробили, показались надуманными. Но это вопрос личного вкуса. Я посмотрел фильм с большим интересом. Отличная операторская работа, сложные философские вопросы ставит фильм, мне это было интересно, но, повторюсь, какие-то вещи мне показались излишними. Я готов об этом спорить с режиссером, но не надо выдавать это в публичное пространство. Мы стали путать дискуссии смысловые, художественные и политические. Это плохо, я противник того, чтобы это смешивать. Россия разная, в ней есть много хорошего, много дурного, можно фокусироваться на одном, можно фокусироваться на другом. Правда не там и не там, правда в том, что есть и то, и другое. И когда художник нарочито фокусируется на отвратительном, это его право на художественное высказывание. Когда кто-то начинает лакировать действительность, выдавать желаемое за действительное, это другой полюс. Я всегда считал, что истина посередине, что нужно уметь видеть этот баланс добра и зла. В этом самая сложная задача художника. (Интервью телеканалу «Дождь» 16 января 2015 года)

 

Протоиерей Вячеслав Перевезенцев: — Мне кажется, очень важно понять, что в фильме Звягинцева мы сталкиваемся с подлинной трагедией — не в биографическом, а в жанровом смысле. То есть это не социальная драма на злобу дня, а трагедия в античном смысле этого слова. Злоба дня, конечно же, присутствует, и по-другому быть не может. Античная трагедия, которая возникла в Греции в эпоху гибели и разложения родового строя, когда рушились патриархальные устои родового быта, тоже была злободневна для современников Эсхила и Еврипида, но нам она интересна не поэтому. Так что все разговоры на тему того, что Звягинцев гениально показал всю беспощадную правду про современную Россию или, наоборот, так ничего в этой России и не понял и потому породил гнусный пасквиль, мне представляются не очень уместными… Страшно? Аж жуть. Но это та самая жуть, которая может отрезвить, заставить задуматься о том, что же с нами происходит? Нужно, чтобы соль вновь стала соленой, а государство вспомнило о правосудии. И тогда мы снова увидим резвящегося Левиафана в водах морских, а не в больном воображении утратившей всякую надежду несчастной жены Николая. (Личный блог)

 

Сергей Волков, учитель литературы 57-й школы (Москва), главный редактор журнала «Литература», член Общественной палаты РФ: —  …поскольку сейчас страну раздирают страшные противоречия («И здесь, и там между рядами/Звучит один и тот же глас: /«Кто не за нас, тот против нас!/ Нет равнодушных. Правда с нами!»), которые обнажаются при любом удобном случае, фильм был обречен на то, чтобы стать одним из таких триггерных пунктов. Его хотят водрузить, как знамя, одни – и свергнуть другие. Его пытаются, как гранату, метнуть то в кремль, то в храм, то в сторону запада. Объяснения фильма множатся и по глубине найденных смыслов уже превосходят глубину самого фильма. Масла в огонь подливают и еще подольют премиальные сюжеты. Вся эта борьба вокруг, как мне кажется, порождает многочисленные аберрации в восприятии фильма. Хорошо снятого, хорошо сыгранного нормального фильма – одного из ряда нормальных, хорошо снятых и сыгранных фильмов. Одного из ряда. (Из высказывания в в ФБ)

 

Людмила Юдина:   Фильм в Копенгагене в прокате почти месяц, и полный зал датчан! Я посмотрела это кино, ура! Боже, где там очернение России? Это просто наша жизнь. Водка по горю или по празднику. Мат  ну мне, прямо скажу, неприятно слушать его, но все мы его ежедневно слышим. И что? За границей люди не пьют, не ругаются, на фабриках в захолустье не работают? Нету там никакой чернухи, это моя жизнь! И это говорит вам человек, который имеет возможность слетать в дорогую страну, чтобы посмотреть Звягинцева. Избавляйтесь как-то уже от нарциссизма своего, по крайней мере грязь почем зря не лейте. Если конкретно вы не такие  ну и прекрасно, «умный иностранец» не станет вас ассоциировать с этим кино, а если вы думаете, что непременно станет, то вопрос в вашем уме, если вы судите по себе. Фильм «Левиафан» — единственный, кому на выходе из центрального кинотеатра Копенгагена посвящен стенд с различными статьями об этом кино. Приятно! (Группа ВК «Андрей Звягинцев»)

 

 

  • Владимир

    Фильм отражает абсолютную действительность.Видимо страна приближается к такой черте,за которой последуют потрясения, которые заставят массы осознать «так дальше жить нельзя!» Россия должна развиваться по законам цивилизации,восстанавливаться мораль,нравственность,справедливость. Все эти основы сегодня напрочь размыты.Паранойя власти подтверждается заключением в «Лефортово» кормящей матери,имеющей семерых детей за разглашение государственной тайны.