Интернет-журнал «Лицей»

Спросите доктора Дятла

Использование методов исследовательского обучения и технологии критического мышления на занятиях в театральной студии

 

Обучая театральному мастерству, я стараюсь не навязать ребёнку то, что   сама считаю главным и важным, а уделить внимание его собственным исследовательским порывам. Иначе игра ребёнка на сцене может превратиться в скучную повинность, а его поведение станет копированием действий педагога, не прочувствованных и потому чужих для юного актёра, совсем не понятных ему.

 От редактора педагогического вестника

Об интеграции основного и дополнительного образования говорят постоянно. А заметных работ в этом направлении немного. Школьные уроки и дополнительные занятия по-прежнему живут своей отдельной жизнью, скорее, противопоставляя себя друг другу, чем сотрудничая. В этой публикации руководителя театральной студии Виктории Пахомовой показаны примеры интеграции с курсами детской литературы, окружающего мира, изодеятельности. Но самое главное – здесь есть интеграция по способам обучения чтению и анализу текста, выполнению логических операций, решению проблем. Стоит отметить и стремление педагога идти к постижению смысла текста, отталкиваясь от интересов детей, даже если они, на первый взгляд, не имеют прямого отношения к поставленным автором проблемам.

Это тот случай, когда школьный учитель может почерпнуть в дополнительном образовании методические приемы формирования универсальных учебных действий. Можно поспорить с подбором учебно-исследовательских заданий, предложенных автором для анализа замечательной пьесы-сказки С. Козлова, но сам подход представляется интересным и продуктивным, а предложенный автором материал содержит много идей, которые, на мой взгляд, будут полезны широкому кругу читателей-педагогов.

А.А. Нестеренко

 

Театральной студией в Доме детского творчества я  руковожу семь лет. Учебный курс включает в себя пять разделов: театральные игры и упражнения, ритмопластика, культура и техника речи, основы театральной культуры и работа над спектаклем. Очень многие методы и приёмы я использую из опыта работы таких педагогов, как П.М. Ершов, А.П. Ершова, В.М. Букатов и др.

Я твёрдо убеждена, что самостоятельная исследовательская практика детей является важнейшим условием развития творческих способностей и адаптации к стремительно меняющемуся миру. « В исследовательском методе (методе исканий), — пишет Б.В. Всесвятский, — в основу берутся искания детей в окружающей жизни, работа их самих над тем или иным жизненным материалом».

В театральные упражнения включаю специальные задания на развитие умений видеть проблемы; задавать вопросы; выдвигать гипотезы; давать определение понятиям; классифицировать; наблюдать; делать выводы и умозаключения; структурировать материал; объяснять, доказывать и защищать свои идеи. Приведу примеры.

Например, задание на способность вырабатывать гипотезы и провокационные идеи  «Найдите возможную причину события»: пожарный вертолёт весь день кружил над лесом; медведь зимой не уснул и бродил по лесу; друзья поссорились и т.п.

А вот пример задания на развитие умения видеть проблемы  «Составьте рассказ от имени другого персонажа» и т.п.). Такие задания очень схожи с театральными приёмами, используемыми руководителями театральных студий. Но классификация заданий, предложенная А.И. Савенковым, помогает мне чётко определить те умения, которые я стараюсь развить у ребёнка.

Исследовательское поведение неразрывно связано с критическим мышлением, ведь критическое мышление-это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путём наложения информации на личный жизненный опыт, оно является отправной точкой творческого мышления, которое так необходимо юному актёру. Поэтому на своих занятиях я не обхожусь без приёмов развития критического мышления («Знаю-Хочу узнать-Узнал», ««Толстые» и «тонкие»  вопросы», «Синквейн», «Кластеры», «Верите ли вы?», «Закончи предложение», «Рефлексивные вопросы» и др.).

Структура моего занятия, можно сказать, обычная: организационный момент, тренинг — актёрское мастерство, дыхательная и артикуляционная  гимнастика, театральные игры и упражнения, подведение итогов, но в процессе работы на уроке я стимулирую исследовательское поведение  детей.

Пирамида Блума

Работая с детьми над пьесой, я не тороплюсь определить главную мысль автора, стараюсь, чтобы дети сразу не давали характеристику персонажу, а прочувствовали каждого героя, определили влияние обстоятельств на поведение действующих лиц. По вопросам, задаваемым детьми в ходе прочтения, формулирую исследовательские задания.

К главной идее произведения я веду их последовательно, используя иерархию мыслительных умений Б. Блума, так как эта технология позволяет мне ориентироваться на чётко поставленные цели и быть последовательной при рассуждениях. Таксономия определяет категории и уровни педагогических целей, которые графически можно представить в виде пирамиды.

 

Категории учебных целей Содержание Что делает учитель Что делают ученики Глаголы-действия
знание Обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала. Припоминание соответствующих сведений. Рассказывает, показывает, направляет Знает употребляемые термины, конкретные факты, методы и процедуры, основные понятия, правила и принципы Назови, расскажи, перечисли
понимание Преобразование изученного, например, из наглядной формы в словесную или наоборот. Интерпретация материала ребёнком (объяснение, краткое изложение) или же предположение о дальнейшем ходе явлений, событий (предсказание последствий, результатов). Сравнивает, противопоставляет, демонстрирует Понимает факты,  правила и  принципы, интерпретирует, преобразует словесный материал, предположительно описывает будущие последствия, вытекающие  из имеющихся данных. Опиши, расскажи своими словами. Подчеркни, объясни, обсуди, сравни
применение Умение использовать конкретный материал в конкретных условиях и новых ситуациях. Применение понятий, правил, принципов, законов, теорий и др. Наблюдает, помогает, критикует, Использует  понятия и принципы  в новых ситуациях, применяет законы, теории в  конкретных практических ситуациях, демонстрирует  правильное применение метода и процедуры. Примените, вычислите, измените, выберите, классифицируйте, завершите, продемонстрируйте и т. д.
анализ Умение правильно разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала его структура. Вычленение частей целого, выделение взаимосвязей между ними, осознание принципов организации целого. Направляет, исследует, информирует. Выделяет скрытые  (неявные) предположения,  видит ошибки и упущения в логике  рассуждения,  проводит различия между фактами и следствиями, оценивает значимость данных. ­Проанализируйте, оцените, сгруппируйте, вычислите, категоризируйте, классифицируйте, сравните, свяжите, противопоставьте, критикуйте, обсудите, дифференцируйте, различите, разделите и т.д.
синтез Умение комбинировать элементы так, чтобы получилось целое, обладающее новизной. Таким новым продуктом может быть сообщение (выступление, видеофильм и др.). Ребёнок на этом этапе собирает, планирует, составляет, создаёт, придумывает, предлагает и т.д. Обобщает, оценивает, рассуждает Пишет небольшое творческое сочинение,…использует знания из различных областей, чтобы сравнить план решения той или иной проблемы. Сгруппируйте, соберите, скомбинируйте, составьте,  создайте, разработайте, сформулируйте, обобщите, объедините, придумайте, модифицируйте, организуйте, спланируйте, подготовьте, предложите, перегруппируйте, перепишите, установите, замените
оценка Умение оценивать значение того или иного материала (утверждения, художественного произведения) для конкретной цели. Суждения ребёнка должны основываться на чётких критериях, как внутренних (структурных, логических), так и внешних (соответствие намеченной цели). Уточняет, допускает, гармонизирует Оценивает логику построения материала в виде письменного текста, оценивает  соответствие выводов имеющимся данным,оценивает значимость того или иного продукта деятельности  исходя из внешних критериев качества, обсуждает, дискутирует. Докажите, выберите, сделайте вывод, убедите, решите, обоснуйте, объясните, измерьте, предскажите, проранжируйте, порекомендуйте, выделите, суммируйте, поддержите, проверьте, оцените, сравните, что самое хорошее,
кто прав, почему это самое важное.

 

Данная таксономия очень помогает мне именно при работе со сценарием, так как позволяет более детально изучить пьесу и активизировать детей. Приведу пример работы над пьесой «Снежный цветок» С. Козлова для детей младшего звена.

По произведению С. Козлова «Снежный цветок» я проводила два занятия.

На первом  занятии (план-конспект можно скачать  здесь, при изучении нового материала, были поставлены цели:

1. Формирование у детей понятия о дружеских отношениях, взаимопомощи.

2. Знакомство с пьесой.

При подготовке детей к восприятию произведения (стадия вызова, уровень мыслительных умений «знание») им было предложено самостоятельно ознакомиться с произведением (название, действующие лица, части из которых состоит произведение), назвать особенности пьесы. На уровне « понимания» дети должны были определить, какое это произведение: сказочное или нет и объяснить, по каким признакам это можно сделать. Для этого мы использовали графический приём из технологии развития критического мышления – кластер. Студийцы перечисляли найденные ими признаки сказки и составляли кластер на нашей театральной доске.

На уровне «применение» материала детям было дано задание прочитать пьесу по ролям, стараясь передать характер героев с помощью известных им средств (интонация, поведение, ремарки). Во время чтения я применяла стратегию «чтение с остановками» для того, чтобы побудить детей к постановке вопросов и научить их предвидеть исход ситуации. Ребятам было предложено задать вопросы «доктору Дятлу» с целью узнать, что это за цветок «Иллютик». Вопросы детей были разного характера: «Где можно достать такой цветок и как донести его среди зимы?», «Как лечить всякие болезни?», «Почему нельзя вылечить болезнь лекарствами?», «Как можно лечить другими цветами?», «Как этот цветок выглядит?».

На этапе «применение», я предложила составить «древо предсказаний», ветвями которого стали предложения детей о дальнейшей судьбе героев («Медвежонок умрёт», «Ёжик будет плакать», «Зайцы не пойдут встречать новый год», а один ребёнок предположил, что «Ёжик пойдёт искать цветок, т.к. он лучший друг медвежонка»). Все предположения я записывала на доске.

После прочтения пяти картин, учащимся были предложены задания: составить цепочку, по которой можно определить, где происходят действия; кто и почему помогал ёжику (применение, анализ)?

Дети в парах составляли цепочку событий, активно отвечали на поставленный вопрос. Задания помогли достичь целей занятия – освоить материал пьесы и сформировать сформировать представления о дружбе и взаимопомощи.

На этапе закрепления (уровень анализа) я вернула детей к «древу предсказаний». Они определили верные предсказания и вписали в кластер на доске найденные ими в тексте признаки сказочности произведения.

На этапе обобщения (уровень синтеза) детям было дано учебно-исследовательское задание, выполнение которого должно было помочь ёжику найти лекарственный цветок.

 

Учебно-исследовательские задания:

Задание 1.

1. Спросите родителей, знакомых, были ли у них простудные заболевания?

а) какое заболевание.

б) как заболели (почему)?

2. Запишите, как они лечились, что для этого делали?

3. Использовали они цветы (лекарственные растения) в своём лечении? Какие?

4. Слышали ли они о таком цветке «Всем-всем хорошо и всем-всем весело»?

Если да, то раскройте секрет такого цветка.

Если нет, то предположите (можно нарисовать), каким может быть этот цветок?

 

Задание 2.

На основе анализа ответов нарисуйте лечебный цветок и напишите его свойства.

 

Рекомендации по оформлению работы:

Задание 1: Ответы на вопросы 1,2,3, 4, 5, 6. Записать на двойном тетрадном листе.

Задание 2: Выполняется  на отдельном альбомном листе.

Оформление задания 2

На уровне оценки учащиеся рассуждали над вопросом «Смог ли ёжик поступить иначе?». Они говорили о дружбе, дружеской поддержке, взаимовыручке, взаимопонимании. Приводили примеры из своей жизни. Я приняла во внимание заинтересованность детей этим вопросом и к следующему уроку спланировала учебно-исследовательское задание на эту тему.

Учебно-исследовательское задание этого занятия выполняли 15 человек. Все справились с ним и описали неизвестный цветок, некоторые ребята даже нарисовали «Иллютик». Одна моя ученица нарисовала даже три таких цветка по предположению мамы, папы и собственному.

Благодаря проделанной работе студийцы узнали, чего надо остерегаться, чтобы не заболеть, как и чем лечиться, узнали о лекарственных растениях и составили «Народный лечебник».

Первое занятие и творческие задания к нему дали возможность ребятам глубоко проанализировать текст сказки, выяснить вопросы, которые взволновали самих детей по ходу чтения.

 

На втором занятии мы продолжили знакомство с произведением С. Козлова «Снежный цветок» (план-конспект можно скачать по этой ссылке: zan2.pdf).

Цель занятия: подвести детей к идее произведения. На протяжении всего занятия я использую знания, полученные учащимися в ходе выполнения учебно-исследовательского задания.

На уровне «знания»  дети выяснили, что цветка «Всем-всем хорошо и всем-всем весело» не существует в природе. Но ребята предположили, каким он может быть («похож на ромашку», «ствол цветка разноцветный, а лепестки зелёные», «выглядит как подснежник»), нарисовали рисунки.

 

Следующим заданием  я предложила детям назвать лекарственные растения, о которых им рассказывали люди. Выполняя учебно-исследовательское задание, они узнали о лечебных свойствах таких растений, как шалфей, морошка, зверобой, алоэ, малина, ромашка, календула. Для фиксации названных детьми растений я использовала графический приём, который назвали «домик здоровья». Каждый «этаж» этого домика соответствовал названию растения. Это позволило нам наглядно показать детям разнообразие лекарственных растений.

На уровне «понимания» учащиеся рассказывали о том, как эти растения могут помочь медвежонку поправиться. Приводили рецепты использования лекарственных растений.

На этапе «применения» ребята продолжили чтение произведения по ролям. В ходе чтения произведения я использовала стратегию «чтение  с остановками». Делая остановку чтения на эпизоде, где Ёжик хотел поесть снега, но передумал, я дала детям задание – составить рекомендации для Ёжика, чего ему ещё надо остерегаться, чтобы не заболеть. Для выполнения этого задания детям пригодились знания, полученные в ходе опроса ими родителей и знакомых. Рекомендации детей были разнообразны: «не ходить без шапки», «тепло одеваться», «не мочить на улице ноги», «если вспотеешь, сразу переодеться», «заниматься спортом», «кушать лук и чеснок», «сделать прививку от  гриппа» и др. Эта работа выполнялась детьми в парах.

На уровне «анализа» детям было предложено разрешить противоречие – почему Ёжик, зная, что он может заболеть, прыгнул в незамерзающий ручей. Ребята отвечали: «Ёжик был закалённый», «Ёжик не знал, что вода такая холодная». Но в ходе рассуждений о том, как Ёжику было холодно и тяжело, ребята пришли к общему мнению, что ему во что бы то ни стало надо было спасти Медвежонка от смерти.

На вопрос «Почему Ёжику не удалось достать цветок из воды?», ребята ответили, что цветка там и не было, а  это блестело на дне отражение звёздочки с неба.

Следующим заданием детям надо было объяснить, почему Ясеню, Осинке, друзьям Ёжика стало хорошо и весело, а Медвежонок встал с постели, ведь Ёжик вернулся домой без цветка. Одни ребята сошлись на том, что Ёжик был похож на звёздочку, и это было чудо, ведь звёзды им доводилось видеть только на небе. А другие объясняли это тем, что у Медвежонка была большая радость , так как Ёжик совершил настоящий поступок  ради дружбы и что он сам не погиб и не потерялся.

В ходе рассуждений и доказательств ребята пришли к выводу, что, возможно, два этих обстоятельства стали причиной радости и выздоровления Медвежонка.

Выполняя следующие задания, ребята в парах обсуждали, какими словами автор называл Ёжика («друг», «снежный цветок», «настоящая звёздочка с неба»).

На уровне «синтеза» ребята в микрогруппах должны были установить связь между словами и выражениями «друг — снежный цветок – настоящая звёздочка с неба». Дети рассуждали так:

«друг» — потому что несмотря на трудности отправился  искать цветок;

«снежный цветок» — пытался найти цветок и сам в него превратился;

«настоящая звёздочка  с неба» — совершил ради друга героический поступок.

 

На этом уровне я предложила детям выполнить следующее учебно-исследовательское задание:

1. Узнайте, совершал ли кто-нибудь из ваших родителей,  бабушек,  дедушек, знакомых героический поступок,  спасая жизнь другого человека (людей)? Может быть, они  знают (слышали) о таком поступке?

2 .Если да, то напишите об этом поступке (кто, когда его совершил и при каких обстоятельствах?).

3. Если нет, то приведите пример героического поступка из любого источника (книг по истории, художественной  литературы, средств массовой информации: газет, журналов, выпусков теленовостей, радиопередач и др.)

 

Рекомендации по оформлению:

Работа оформляется на согнутом пополам альбомном листе (в виде книжки).

1 стр.- титульный лист (укажи Ф. И., напиши название героического поступка).

2-3 стр.: Когда совершен поступок? Кем? При каких обстоятельствах?

Из какого источника информации вы узнали об этом поступке?

На уровне «оценки»  ребятам были заданы такие вопросы: «От чего же поправился Медвежонок?», «Только ли благодаря Ёжику Медвежонку стало легче?».

Студийцы доказывали, выбирая из текста отрывки, в которых говорилось о том, что зайчата и Доктор Дятел ухаживали за Медвежонком, переживали за него, и это тоже помогло Медвежонку поправиться.

Следующим заданием детям надо было решить, какое ещё название можно было дать цветку (дружба). И как ещё можно назвать данное произведение? («Настоящая дружба»). Ребята единогласно ответили на первый и второй вопросы.

Подводя итог занятия, дети выбирали  место в «домике здоровья» для такого цветка под названием «дружба». Ученики решили, что дружба, уход, забота очень важные «лекарственные средства» при лечении больного и обозначили место такому цветку в фундаменте «домика здоровья».

Таким образом, при работе со сценарием я использовала знания детей, полученные ими при выполнении учебно-исследовательского задания. Научила их применять знания в новых ситуациях. Тем самым закрепила эти знания и сформировала умения пользоваться ими.

 

Учебно-исследовательское задание № 2 выполняли 14 человек. Для описания героического поступка ребята провели опрос родителей, знакомых, бабушек, дедушек, обратились за информацией к различным источникам («Рассказы о юных героях», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Подвиг Зои и Шуры», энциклопедия «Всемирная история», теленовости).

В ходе беседы с ребятами о проделанной работе, они делились своими впечатлениями о том, что они и не знали о героических поступках, совершенных их родными. С гордостью рассказывали о бабушках и дедушках. К выполнению этого задания отнеслись с большим интересом: красиво оформили получившиеся книжечки, написали настоящие рассказы и попытались выразить  своё отношение к героизму родственников.

 

Работа, выстроенная  с применением приёмов и стратегий критического мышления, а также таксономии педагогических целей Б.Блума и внедрением в педагогический процесс исследовательских заданий, очень интересная и увлекательная. На занятии нет ни одного ребенка, не участвующего в  обсуждении проблем. У меня не сразу с лёгкостью получалось подготовиться к занятию, используя данные технологии. Вызывало трудности и планирование работы со сценарием. Но сейчас эти технологии помогают мне чётко формулировать цель, задачи , структуру занятия, а самое  главное, я вижу результат в приобретённых детьми умениях критически и творчески мыслить и отмечаю у них уже сформировавшиеся навыки исследовательского поиска.

Когда мы начинаем работать с детьми над ролью, я вижу, что они уже готовы к более точному восприятию и передаче образа и характера персонажа. Умеют выделять причинно-следственные связи. Не дают однозначной оценки поведению и поступкам героев. Стараются вжиться в роль и прочувствовать своего персонажа.

 Литература

  1. Савенков А.И. Методика проведения учебных исследовательских способностей  школьников. — 2003. — № 5.
  2. Савенков А.И. Путь в неизвестное: Развитие исследовательских способностей школьников: Методич. пособие для школьных психологов. — М.: Генезис, 2005. – 203с.
  3. Развитие критического мышления учащихся средствами информационных технологий: программа Intel «Обучение для будущего»: учеб.-метод. пособие для студентов вузов / под ред. Е.Н.Ястребцева. — М.: Интуит.ру, — 2006. — 212 с.
  4. Поддъяков А.Н. Исследовательское поведение, интеллект и творчество.// Исследовательская работа школьников.-2002.-№2.-с.29-42.
  5. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. — СПб.: Изд-во «Альянс «Дельта»», 2003. — 284 с.
  6. Битанова М.Р. Исследовательские задания в начальной школе. // Школьный психолог. – 2006. — № 3.- с. 8-10.
  7. Яковлев С.И. Инновации в российском образовании. [ Электронный ресурс] / С.И. Яковлев – Электрон. ст. – Режим доступа к ст.:  http: // festival/ 1 september.ru.
  8. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. — СПб.: Изд-во «Альянс «Дельта»», 2003. — 284 с.
  9. Юркевич В. С. Технология развития критического мышления. [Электронный ресурс] / В.С. Юркевич – Электрон. ст. — Режим доступа к ст.:    http: //wiki.pskovedu.ru/index.Php
Виктория Пахомова

Об авторе: Пахомова Виктория Валентиновна, педагог, методист дополнительного образования МКОУ ДОД Дом детского творчества, г. Медвежьегорск.

Exit mobile version