Как развить у детей ассоциативное, образное мышление, научить сравнивать предметы и явления?
Город Похожестей и Непохожестей
В Городе Похожестей и Непохожестей живут очень красивые загадки. Здесь можно поселить любой предмет — каждому найдется место.
Чтобы попасть в город, требуется пропуск.
Упражнение 4.1.
— У меня в руках меховая шапка. На что она похожа?
Возможные ответы: на котенка, крокодила, сугроб снега, медвежью берлогу. Просто ответить на вопрос недостаточно. Надо доказать, что шапка похожа, допустим, именно на крокодила: «С какой стороны надо смотреть, чтобы крокодила увидеть? А где у него хвост? Под водой? А что он сейчас делает? И т.д.»
Когда каждый ряд учеников получил свой пропуск, заходим в город. Здесь загадочные предметы живут в окружении друзей, на которых они похожи. Похожие предметы не прячутся, свободно выходят из домика и с удовольствием рассказывают, что общего у них с героем загадки и что отличного.
Упражнение 4.2.
На доске — опора. Составим по ней загадку.
На что похоже? |
|
Чем отличается? |
На балерину | НО | Неживой |
На зонтик | От дождя не укроет | |
На гриб | Несъедобный |
Пример — загадка о маленьком настольном волчке: «Как балерина, но неживой; как зонтик, но от дождя не укроет; как гриб, но съесть его нельзя. Что это?».
Внимание!
Составляя загадку, надо обратить внимание детей, что отличия нужно искать важные, существенные, а не просто любые.
В другом домике предметы поступают иначе – они рассказывают, чем именно (какими признаками) похож на них герой загадки.
Упражнение 4.3.
На доске — новая опора.
Какой? (Что делает?) |
|
Что такое же? |
Светит | А НЕ | Лампа |
Тает | Снег | |
Капает | Дождь |
Пример — загадка о свечке. Разделив каждую пару слов связкой «а не», получим загадку: «Светит, а не лампа; тает, а не снег; капает, а не дождь».
Какие формы работы можно предложить? Как и прежде, составляем загадки коллективно для одного отгадывающего (но можно и для группы). Здесь мы не используем составление загадок в уме, т.к. эти загадки предполагают кропотливую работу над словом. Лучше разбить детей на группы и организовать между ними соревнование. Для индивидуальной работы нужно дать детям бланки. На одной стороне пишем загадку, на другой – ответ.