ОТСМ-ТРИЗ педагогика, Страна Загадок

Страна Загадок +. Глава 5

www.polinabstudio.com

«Две ноги на трех ногах, а четвертая – в зубах…» – с этой известной загадки Корнея Чуковского открываем вход в город Загадочных Частей. 

В этом городе все предметы загадывают,  указывая на их части. Цель — познакомить детей с понятием подсистемы (части объекта), научить выделять части внутри целого.

Здесь живут очень странные предметы. Одни из них любят разбираться на части и в таком разобранном виде выглядывают из окон своих домиков. Другие просто высунут наружу нос или хвост, или какую-нибудь другую загогулину (не поймешь — то ли это руль, то ли водопроводный кран), а иные вообще спрячутся в погреб и только оставят на видном месте свой след – вот и изволь разгадать их по следу…

Здесь мы посоветуем взрослым подумать немного и составить задания самостоятельно. По крайней мере, мне кажется, что упражнения, предложенные ниже, далеко не исчерпывают возможностей данной темы.

 

Улица Неоконченных Картин

Упражнение 5.1

— Проходил как-то по городу ленивый художник. Видит, стоят пустые дома, построенные специально для еще не придуманных загадок. «Дай-ка, — думает, — нарисую загадки и поселю их в домики». Начал он рисовать, но лень ему стало. Бросил он начатое дело и пошел дальше. Подошел к другому домику — и там работу начал, да не закончил. Так не дорисовал ленивый художник целую улицу. Вот на альбомных листках эти неоконченные загадки. Давайте поможем ленивому художнику. Попробуйте придумать, что он хотел нарисовать, и докончите его рисунки.

Интересно выглядит это задание, когда всем детям предлагается одинаковый фрагмент рисунка. У одного ученика он превращается в ослиный хвост, у другого –  в дудочку, у третьего – в лепесток цветка.

 

Упражнение 5.2

У меня в руках картонный домик с прорезанным окошком. Из домика по очереди выглядывают его жильцы – загадочные предметы. Стараюсь показать предмет через окошко так, чтобы узнать его было непросто. От ножниц показываю только половину одного кружка, знакомую игрушку переворачиваю вверх ногами и высовываю из окна пятками вперед… Задача детей угадать, кто прячется в домике.

Следующий шаг: дети сами показывают друг другу предметы или свои рисунки через окошки домиков.

 

Улица Разобранных Предметов

Упражнение 5.3

Дети берутся за руки (если детей больше восьми-девяти человек, стоит разделить их на группы) и произносят хором: «Мы – целое, мы – целое, мы – целое…» — Ведущий называет объект, например, «Дерево!». После этого он произносит: «Раз, два, три, на части дели!» Дети молча разнимают руки, каждый изображает какую-то часть объекта. Задача – изобразить основные части объекта (в нашем случае дерева), не договариваясь.

 

Упражнение 5.4

Загадываем предмет, указывая составные части и их количество. Например: 4 колеса, 1 мотор, 1 руль, 1 кабина, 1 багажник — получится автомобиль (не спутайте с мотоциклом — там нет кабины). Вот такие загадки живут на Улице Разобранных Предметов. Опора для составления загадок выглядит так:

  Количество частей (Сколько?)

  Названия частей

Несмотря на свою примитивность, эта схема полезна, так как позволяет сравнить, например, состав схожих предметов (транспортных средств, кушаний, мебели и т.п.).

Упражнение 5.5

— Как составить загадку про стул, указывая его части? – Четыре ножки, спинка, сиденье.

— Хорошо, но это будет слишком простая загадка. Скажите, а если бы я сняла ножку у стула и показала ее отдельно, как бы вы ее назвали?

— Просто палочка.

— Отлично. И как тогда составить загадку про стул? – Четыре палочки, две доски…

Опора в этом случае остается та же, что и раньше, только надо пояснить, что части указываются не напрямую. Говоря взрослым языком, надо абстрагироваться от того предмета, о котором идет речь.

Внимание!

Обе модели загадки (в предыдущих упражнениях) подходит далеко не для всех случаев. Задание выполняется один раз для небольшого круга предметов. Предметы, подходящие для улицы Разобранных Предметов: счеты (на десяти палочках по десять кружочков), шторы, лампочка, расческа, вилка.

Улица Похожих Частей

Здешние загадки отличаются тем, что указывают, на что похожа каждая часть.

Упражнение 5.6

Составляем загадки со следующей опорой:

  Названия частей

   Сколько?

    На что похожи?

   Дужки   2    Рыболовные крючки
   Стекла   2    Медузы
   Оправа   1    Буква «В»

Пример: коллективная загадка про очки. Первый столбик в таблице убираем (закрываем или стираем резинкой), получаем: «2 медузы на двух крючках, одна буква В» (очки).

Рекомендация убрать столбик, раскрывающий загадку, т.е. столбик «Названия частей», существенна. Дети не могут смириться с тем, что в записи загадки ясно виден ответ. Если это не предусмотреть, они просто откажутся от опоры.

Можно предложить и другие удобные схемы загадок по данной теме.

Улица Молчаливых Загадок

Упражнение 5.7

— Как нарисовать кота, не рисуя его?

Загадочный кот
Загадочный кот

Можно изобразить хвост, торчащий из-за калитки, или лапу, или усы. Можно оставленный котом след (лужицу пролитой сметаны) . Кот, нарисованный по частям, тоже не слишком хорошо узнается. Наконец (это для самых смышленых детей) нарисованный маленький кот становится частью большой мышки. Есть кот — и нет его.

Видимо, вам уже ясно, почему именно эти загадки молчаливые: их загадывают без помощи слов, одним рисунком.

  • Т. Шестова

    Родители часто не понимают, что ребенок с развитым воображением проявит себя потом в любом деле. Есть исследования о выпускниках школ искусств — почти все в жизни не затерялись.

  • Юлия

    Алла Александровна опять смогла заинтересовать и заинтриговать своими загадками! Если бы на уроках хотя бы 10 минут выделяли таким заданиям, мне кажется, что интерес у детей к занятиям сразу возрос, им самим бы захотелось что-то свое придумать, творить, сочинять. Спасибо!