Культура

В кризисе, но ещё жива

Фото pryazha.karelia.info
Дом культуры в поселке Эссойла Пряжинского района Карелии. Фото pryazha.karelia.info

В муниципальных учреждениях культуры давно поняли, что спасение утопающих – дело самих утопающих.

Присутствуя на выездном заседании парламентского комитета по образованию, культуре, спорту и делам молодежи в Беломорске, не раз вспоминала ставшие популярными (и не теряющие со временем своей актуальности!) слова бывшего премьера России Виктора Черномырдина о том, что мы каждый раз хотим делать как лучше, а получается у нас, увы, как всегда.

На заседании шла речь о реализации федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», но не в целом о законе, а о том, какие изменения он привнес в сферу культуры. Кроме депутатов ЗС РК, членов профильного комитета, в совещании приняли участи руководители и специалисты районных отделов культуры и библиотек Петрозаводска, Беломорска, Сегежи, Кеми.

На совещании в Беломорске. Фото Валентины Чаженгиной

 Если коротко, закон предполагает разделение властных полномочий на несколько уровней – федеральный, региональный и муниципальный. Действительно, кто если не муниципальная власть лучше знает проблемы на местах и сможет распорядиться по уму бюджетом, не ожидая указаний из Москвы. Но… Учли все, кроме одного: налогооблагаемой базы, точнее, ее отсутствия в большинстве поселений. А так как культура на всех уровнях финансируется по остаточному принципу, то положение ее оставляет желать много лучшего, она попросту выживает. О ситуации с учреждениями культуры в республике рассказала министр культуры Карелии Елена Богданова.

Первым шагом в процессе передачи учреждений культуры на муниципальный уровень стала ликвидация профильных отделов в районных образованиях. Они остались только в Петрозаводске, Пряже и Беломорске, в других их объединили с другими направлениями – спортом, туризмом, оставив минимум специалистов, а в Муезерском районе, например, вопросы культуры передали в ведение ЦБС (Централизованной библиотечной системы).

А это большое хозяйство: в Карелии 19 муниципальных музеев, 18 муниципальных архивов, дома культуры, 33 школы искусств и учреждений дополнительного образования. К 2012 году  около 90 процентов культурно-досуговых центров было передано сельским поселениям. И сразу же на 21 процент сократилась их сеть. Причина банальна и была ожидаема – отсутствие средств.

Еще надо учесть, что здания сельских и поселковых домов культуры построены в большинстве в 60-70-х годах прошлого века и за это время сильно обветшали. Значительное большинство их нуждается в ремонте, 10 – в реконструкции, а 16 культурно-досуговых центров вообще не имеют своих помещений. Денег же в поселениях хватает в основном на оплату коммунальных услуг (расходы на которые растут с каждым годом) и скромную зарплату культработников, штаты которых сократили до минимума. Основной же вид платных услуг, на которых может сегодня заработать культура на селе, – дискотеки.

Важно, чтобы в государственной программе появился пункт  об укреплении материальной базы учреждений культуры, считает Елена Богданова. Без этого невозможно говорить о развитии культуры на селе.

И действительно, кто пойдет сегодня в клуб, в котором протекает крыша, стены облуплены, а в зале арктический холод не только зимой? Да, есть республиканская программа «Культура Карелии», но по разделу «материально-техническая база» она не финансируется. На недавней пресс-конференции заместитель министра культуры РФ А. Бусыгин обмолвился, что из федерального бюджета финансируются только учреждения культуры, находящиеся в федеральной собственности. На 2011-2012 годы  в республике смогли выделить на ремонт учреждений культуры 6,3 млн рублей. Но этого мало. На совещании прозвучала цифра: требуется 1,5 млрд. рублей только на ремонт и обновление библиотек.

Впрочем, работники муниципальных учреждений культуры давно уже поняли, что в нашей стране, как правило, спасение утопающих – дело самих утопающих. И один из путей к спасению – объединение, и не только по принадлежности к одной отрасли. Так в Ладве-Ветке (Прионежский район) под одной крышей оказались досуговый центр, библиотека, почта, фельдшерско-акушерский пункт – так легче оплачивать коммунальные услуги.

Эффективным стало и такое направление (Беломорский, Кемский районы), как передача муниципальными поселениями своих учреждений культуры в районное подчинение – вместе с деньгами, что позволило более грамотно и рационально расходовать средства и реально поддерживать учреждения культуры на селе.

По мнению специалистов Министерства культуры, будущее – за созданием многофункциональных центров, которые бы объединили в одно целое культуру, спорт, туризм, и этнокультурных центров. В том же Беломорском или Кемском районах должны появиться центры поморской культуры, в поселениях с компактным проживанием карелов или вепсов – центры карельской или вепсской культуры. Они в свою очередь будут способствовать привлечению туристов в регион.

Сейчас Министерство культуры Карелии работает над созданием паспортов культурной жизни по каждому району, что позволит составить реальную картину положения дел, определить перспективы, а главное направления реальной помощи.

Правда, на совещании был поднят еще один принципиально важный вопрос – развитие учреждений культуры на селе должно идти одновременно с укреплением экономического  и социального положения поселений. Культуру нужно вписывать в программу социально-экономического развития территории. Можно сделать отличный ремонт здания культурно-досугового центра, но как оно будет использоваться а дальнейшем? Кто придет туда, если в селе нет работы, закрыты школа, фельдшерско-акушерский пункт, почта, а жители разбегаются куда глаза глядят. Одна культура не спасет село от умирания. Ежегодно по официальным данным Россия теряет около трех тысяч сел.

Сельская культура пострадала от 131-го закона больше других, уверены выступавшие на совещании представители районов. А замечательные народные коллективы, библиотеки, которые постепенно и актуально дрейфуют в сторону культурно-просветительской деятельности, школы искусств еще существуют не благодаря государственной политике, а вопреки ей.

Дискуссия возникла по поводу создания  в сфере культуры стандартов и нормативов, как и в других социальных сферах. Одни считают, что это путь к спасении, ибо стандарты и нормативы будут обязательны к исполнению. По мнению других, стандарты – путь к уничтожению культуры на селе, ибо как всегда пострадают маленькие поселения с небольшой численностью жителей, если при разработке нормативов не будут учтены их особенности. Так это или нет – как всегда у нас покажет только время. Но к 2016 году Министерство культуры обязано разработать такие стандарты.

Объяснимый интерес вызвало и сообщение о повышение фонда заработной платы работникам культуры на 20 процентов с июля этого года. Я подчеркиваю – фонда заработной платы, но не автоматически зарплаты каждого. Это будет сопровождаться дальнейшей оптимизацией учреждений культуры, требованием повышения эффективности их деятельности. Решит ли это один из самых больных и важных вопросов – кадровый? Опять-таки трудно сказать. Молодежь не едет на работу в село, специалисты здесь нужны как воздух. Федеральная власть ставит задачу поднять уровень заработной платы работников культуры до средней по региону. Если так,  то году к 2016-му она должна вырасти до 35-40 тысяч. Во что сегодня верится с трудом.

Что же дал сфере культуры Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»? Если коротко, то хорошего мало. Общее мнение участников рабочего совещания: закон требует внесения в него дополнений и изменений.

В конце февраля – начале марте  в Законодательном собрании Карелии пройдут парламентские слушания по этому закону. Пойдет речь и о культуре. Она еще, к счастью, жива, хотя и находится уже в критическом состоянии.