В Историческом музее презентовали образовательную программу для менеджеров в сфере культуры «Культурный Upgrade» – новый проект компании «Северсталь» и Британского совета.
Возвращаясь из Москвы, почти всю дорогу читала газету The Art Newspaper Russia, тем более что она на 62 страницах. Особо меня заинтересовала статья «Как устроены музеи Великобритании», автор которой посетил стажировку, устроенную Благотворительным фондом В. Потанина и Британским советом для победителей конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире». Публикация перекликалась по теме с новой программой, которую нам только что представил другой благотворительный фонд – компания «Северсталь». Речь в материале шла о том, как британские музеи привлекают средства для своей деятельности. Кстати, с 2001 года в Англии законодательно установлен бесплатный вход на постоянные экспозиции в национальных музеях, что почти на 50 процентов повысило их посещаемость. Так что создание финансовой подушки безопасности учреждений культуры – задача более чем актуальная.
Учреждения культуры Карелии, прежде всего музеи, хорошо известны в Благотворительном фонде компании «Северсталь», они не раз получали гранты, участвуя в конкурсных проектах программы «Музеи Русского Севера». Достаточно вспомнить два проекта Музея изобразительных искусств – «Пространство Русского Севера» и «Отражение Вечности», музея-заповедника «Кижи» – «ReАнимация. Музейная анимация», «Небеса Заонежья». И наконец уже в этом году музей «Кижи» выиграл еще один грант на проект «ProЭтно: музейные технологии в гостевом туризме». На этот раз грант выделялся не на выставочную деятельность, а на развитие частно-государственного партнерства, поиски путей профессионального и взаимовыгодного взаимодействия государственного музея и представителей частного туристического гостевого бизнеса.
Новый проект представляет заместитель генерального директора ОАО «Северсталь» Алексей Егоров
Новый грантовый конкурс «Северстали» и Британского совета отличается от предыдущих. Он образовательный, так как предполагает семинары по менеджменту, маркетингу, фандрайзингу для менеджеров сферы культуры. Мне очень понравилась мысль, прозвучавшая на презентации: каждый должен заниматься своим делом – актеры играть, режиссеры ставить прекрасные спектакли, писатели и художники создавать талантливые произведения и так далее. Но обязательно должен быть еще человек, менеджер, который будет заботиться о создании условий для полноценного творческого процесса. От себя хочу добавить: этот менеджер должен не зарабатывать на культуре, а уметь зарабатывать для развития культуры. Эти задачи требуют новых знаний, навыков, опыта.
Тренерами на семинарах выступят крупные эксперты творческих индустрий Англии. Перед тем, как сформулировать темы для изучения и обсуждения, было проведено культурное картирование регионов. На основании полученной информации британские эксперты составили программу обучающего семинара. Были выбраны четыре региона – республики Карелия и Коми, Мурманская и Вологодские области. По каждому региону число тех, кто пожелал участвовать в семинарах, приближается к сотне – из государственных, муниципальных, коммерческих организаций и творческих коллективов. Первый семинар пройдет в Карелии с 23 по 26 сентября на базе медиа-центра «Vыход», который стал партнером в реализации проекта. Затем семинары состоятся в Череповце, Вологде, Сыктывкаре, Воркуте и Мурманске.
Второй этап – подготовка участниками семинаров своих проектов и их презентации. На реализацию наиболее перспективных по оценке жюри проектов будут выделены гранты. Проект рассчитан на 2013-2014 годы. Авторы 8 лучших проектов будут приглашены в рабочую поездку в Великобританию.
А там есть чему поучиться. Вернусь снова к названной выше статье. Распорядителями средств между учреждениями культуры в Англии являются не чиновники, а неправительственная общественная организация Совет по культуре и искусству. Именно она получает бюджетные деньги и отвечает за их распределение. В сферу интересов совета входит многое – от театра до цифрового искусства, от чтения до танца, от музыки до литературы, от ремесел до коллекций. Стратегия совета, разработанная на 10 лет, называется «Доступность великого искусства каждому». Другой источник средств для культуры, в первую очередь музеев, – еще одна общественная неправительственная организация «Фонд лотереи «Наследие». Только две цифры: «за всю историю фонд направил 6,5 млрд евро на 35 тысяч проектов, связанных с развитием музеев, парков, памятников истории, всего, что важно сохранить».
Я далека от мысли, что после реализации проекта в Карелии коренным образом изменится ситуация, учреждения культуры будут, строя свою деятельность, рассчитывать не только на государственные деньги. Да и наши работники культуры не первоклассники, начинающие осваивать азбуку менеджмента. Они работают и с меценатами, и с благотворительными фондами – теми же фондами «Северстали» и В. Потанина, в этом году Министерство культуры РК наконец-то внедрило практику грантов. С огромным удовольствием я выслушала выступление известного музыканта Игоря Бутмана, которого представили как одного из партнеров проекта. Он привел Карелию как пример успешного менеджмента в культуре, рассказав о камерном фестивале в Костомукше.
Игорь Бутман рассказал о фестивале камерной музыки в Костомукше
Но не случайно в названии проекта есть слово Upgrade: в переводе с английского этот термин означает полное или частичное обновление. И пути к этому обновлению неисповедимы. Один из пяти самых популярных и посещаемых в Лондоне музеев – Музей науки – не чурается и таких мероприятий, как проведение ежемесячных вечерних фестивалей с пивом, закусками и представлениями, привлекая молодежь в музей из пабов и дискотек. Здесь есть программа и для самой многочисленной аудитории – детей: они могут… переночевать в музее в спальных мешках, при этом поужинав и позавтракав. А музей Диккенса готовится к проведению званых вечеров при свечах, гостям которых будут подавать блюда, упоминаемые в романах великого английского писателя. Непривычно? Шокирует? Меня – да. Но ведь есть тысячи других путей и возможностей.
Мне очень нравится девиз студенческой революции во Франции 1968 года: «Будьте реалистами – требуйте невозможного!». Только в нашем случае я бы его перефразировала: «Будьте реалистами – делайте невозможное!». Семинары проекта «Культурный Upgrade» должны дать толчок в этом направлении.
Исторический музей в честь запуска программы «Культурный Upgrade» пригласил на экскурсию по уникальной выставке «Золото. Металл богов и царь металлов»
Фото автора