Культура

Свет в конце тоннеля

Спустя десять лет наконец завершается реконструкция Карельского государственного краеведческого музея

…Выхожу на площадь Ленина (бывшую Круглую площадь) и в который раз удивляюсь тому, как не вписывается в ансамбль громоздкий памятник вождю. Когда-то здесь стоял Петр I, а в зданиях архитектурного ансамбля Круглой площади (XVIII в.) всегда были присутственные места – казенная, судебная палата, комитет общественного призрения и губернаторский дом. Сегодня здесь размещается Карельский государственный краеведческий музей. Заканчивается грандиозный проект его реставрации. Это второй в истории здания капитальный ремонт. Первый был после пожара 1803 года.
Для журналистов не так давно была организована экскурсия по музейному подземелью. Нам показали то, что никто из обычных посетителей никогда не видел. Гидами выступили директор КГКМ Михаил Леонидович Гольденберг, заместитель директора музея Денис Николаевич Кузнецов, главный архитектор проекта Елена Евгеньевна Ициксон.

– Если раньше соревновались, чей Ленин выше, то сейчас – чей музей лучше, – шутит Михаил Леонидович. – Это гораздо больше радует. Налицо беспрецедентность подобных работ в Карелии. Дешевле, наверное, было построитчем заниматься подобной реставрацией, длящейся уже 10 лет. Сейчас появился свет в конце тоннеля, и мы надеемся, что это не фары надвигающегося поезда. Заработал «датский» фактор – 90-летие Карелии, которое будет отмечаться 8 июня 2010 года.оводя реставрационные работы, архитекторы и строители постарались максимальным образом сохранить и оставить приметы времени. Здание, за которым прочно закрепилось название Губернаторский дом, уцелело чудом. Все другие каменные здания города были разрушены.

Наружная стена первоначального здания – 1775 года. Пока шла реставрация, не обошлось без интересных находок. Так в цокольном помещении нашли остаток кирпичной кладки XVIII века и окно с решеткой. В некоторых местах оставлен аутентичный пол. Здесь решили сделать что-то вроде смотрового балкона с металлической лестницей, стилизованной под старину. В этом помещении разместится экспозиция, посвященная археологии города. Кстати, с помощью мультимедиа планируют воссоздать облик города XVIII века — его площади, улицы.

Еще одна находка – две колонны во втором подъезде, которые собираются отреставрировать. А в третьем подъезде, где до революции 1905 года находилась губернская типография, изначально не было арки. Но Елена Евгеньевна Ициксон увидела ее на фотографии 1905 года. Начали простукивать стену, и действительно она там оказалась.

– Найден компромисс между архитектурой, потребностями музея и безопасностью, – рассказывает директор музея Михаил Леонидович Гольденберг. – Оставлены фрагменты архитектуры XVIII века. Здание это уникально. Баженовская архитектурная школа. Оно островок каменной архитектуры. А ведь Карелия у всех ассоциируется с деревянным зодчеством. Оказывается, это не совсем так. Петрозаводск имеет статус исторического города. Но чтобы называться историческим городом, надо иметь артефакты того века, когда он возник, то есть восемнадцатого. Площадь – резон, чтобы город сохранял этот статус. Она сделана в парижском стиле – солнцеобразная, с лучами. Датский писатель Мартин Андерсен Нексе, увидев ее, сказал, что это уголок старого Веймара. Можно сделать из площади аттрактивный объект. Пароходы сегодня уже не хотят заплывать в Петрозаводск. Мол, что тут смотреть? Кукковку, Древлянку? А, оказывается, есть что.

Музей будет располагаться в трех уровнях, так как отреставрирован дополнительный этаж – цокольное помещение, где будут размещаться отделы минералогии, природоведения. Начало маршрута будет проходить здесь. Основная идея – показать не только культуру края, но и взаимодействие человека и природы.

По плану реконструкции в 1 подъезде здания расположатся администрация, пять залов под сменные выставки и два учебных класса. Во 2 подъезде будут входная зона, рецепция, гардероб, кафе с этнокомпонентным меню. В 3 подъезде – собственно 22 экспозиционных зала.
Продуман вопрос о возможности посещения музея инвалидами – будут сделаны специальные лифты и поручни. Пока в течение 10 лет шли строительные работы, работники музея занимались созданием проекта постоянной экспозиции. На сегодняшний день отреставрированы до 85% экспонатов.

– Получается очень длинный экспозиционный марш, – продолжает Михаил Леонидович. – Меня волновало, в каком зале у меня семиклассник устанет и упадет. Придет же и Петя Петров, и академик, и краевед, и турист. Постоянная экспозиция должна быть доступна и интересна всем. Это как учебник.

Строители компании «Век» почти сделали свое дело, работы по реконструкции и реставрации здания подходят к концу. Теперь слово за музейщиками.

– Михаил Леонидович, постоянная экспозиция делается раз в 30 лет. Что музей планирует представить посетителям?

– Можно сделать хороший музей. 22 зала готовы, осталось их только толково обставить, купить 55 витрин, 15 плазменных экранов. Но Карелия в этом плане аутсайдер. Музей сегодня показывает всего лишь 1 % своей коллекции (хорошие музеи показывают где-то до 10 %). У нас есть олонецкое воинское золото, вазы из растущих кристаллов, речной жемчуг. Выпускаем брошюры, буклеты, но не показать это богатство людям без постоянной экспозиции. Нет визитной карточки края! Человек, приходящий в музей, уходит из него с совершенно искаженным пониманием. Зал Благородного собрания, петроглифы, ярмарки и животный мир Карелии – это на сегодня все. С открытием постоянной экспозиции мы планируем расширить направления и показать исторический путь Карелии, минералогию, геологию, природу края – от 3 до 6 % коллекции музея.
– Какая концепция у экспозиции?
– Ее ключевые образы – дорога, пограничье, мультикультурный край, «Калевала». Большой вопрос каким должен быть Карельский краеведческий музей. Должны ли там быть азербайджанцы, к примеру. Ведь сегодня много их живет в Карелии. Много было споров по этому поводу.
– Какие еще проблемы вы видите?

– Во-первых, в музейном сообществе, и я это могу заявить уверенно, не выращено специалистов. Во-вторых, большие проблемы с хранением экспонатов, нет нормального хранилища, современно оснащенного. Конечно, в условиях кризиса проблемы с финансированием…

В словах директора музея чувствуется, с одной стороны, тревога, поскольку за короткий срок нужно сделать еще очень многое, с другой – надежда на то, что краеведческий музей станет тем островком, где удивительным образом совмещается в едином пространстве прошлое, настоящее и будущее.

«Лицей» № 3 2009