Вернисаж с Ириной Ларионовой

Илья Растатурин: «Мне нравится живой процесс»

Илья Растатурин. Фото Ирины Ларионовой
Илья Растатурин. Фото Ирины Ларионовой

В мастерской художника

Мы поднимаемся на последний этаж высотки. Оттуда потрясающий вид на озеро. Идем от двери до двери какими-то темными переходами. Илья освещает мне путь телефоном, сам он дорогу в мастерскую знает уже наизусть. Мне приходилось бывать в прежней мастерской художника – убогом подвальчике. Теперь у него настоящая мастерская, причем с хорошей аурой – прежде здесь много лет работал карельский мэтр Михаил Юфа, которого Илья Растатурин знал  и почитал с детства.

Чудесный зимний день. Солнце заливает комнату и стоящее посредине огромное полотно. Илья признается: не может работать с маленькими холстами. В этом есть свой резон: при взгляде на голубоглазого и улыбающегося Илью появляется ощущение, что широты его души и энергии хватит не на один километр полотна. Даже его имя и весь его облик напоминают образ древнерусского богатыря, добра молодца.

Сейчас, во времена кризиса, не так-то легко соблюдать свои принципы: крупный формат, использование масляных красок без подкладывания текстур.

– Многие удивляются, что я пользуюсь исключительно красками, не беру во внимание  фактуры, пасты и текстуры разные,  – поясняет Илья,  – а я не могу так работать, мне нравится и просто необходим этот живой процесс. Я свои картины как бы леплю…

Произведения Ильи Растатурина и в самом деле объемные, краска густо покрывает холст, создавая иногда фантастические, иногда вполне  узнаваемые образы. Материалы стоят сейчас дорого. Картины  покупаются редко. Недавно у него прошла выставка в Петрозаводской консерватории, после нее две картины приобрели его почитатели. Художник не скрывает своей радости.

В мастерской часть стены занята сложенными штабелями картин. Многие из них вполне могли бы украшать стены офисов, школ. Жаль, что богатые люди предпочитают покупать не картины, а мерседесы. Вот уже два года Илья вынужден ежедневно ходить на работу, чтобы зарабатывать на хлеб насущный.  А куда деваться? Времени на создание художественных творений остается, к сожалению, мало.

Смотрю по сторонам и поражаюсь: когда он успевает столько сделать! Вот целая стопка замечательных пастелей, городские сюжеты.  Но главное для него – работа маслом. Илья не любит искусственного освещения, работать предпочитает при естественном свете.

– Я осознаю себя художником-созерцателем, – рассказывает за чашкой чая Илья. – Рисую, что вижу вокруг себя.

Это не совсем так: Илья не рисует с натуры, он фантазирует, комбинирует. Во всех работах чувствуется его отношение к миру. Если сравнить картины с пьесами, то, по-моему, его произведения стоит отнести к  драме, а если  и проглядываются комедийные мотивы, то они скорее выглядят трагикомичными.

Вот посреди мастерской незаконченный натюрморт с роскошными амариллисами. Они  давно отцвели, и рисует он их по памяти.  Илья неравнодушен к растениям из теплолюбивых стран: ему по душе мощный и колючий молочай, толстолистные суккуленты, среди которых алоэ и толстянка, по-другому –  денежное дерево. Здесь же сансеиверия, гибискус, который, между прочим, у него  цветет. Цветы с мощными стволами и листьями часто становятся излюбленными героями его натюрмортов. Он не так много путешествовал, но однажды в Норвегии попал в оранжерею с тропическим садом и обомлел.

Судьбы складываются по-разному. Илья никогда не думал, что придет время и в Музее изобразительных искусств Карелии будут находиться его произведения, хотя рос в семье литературного редактора и художника. Даже в художественной школе не учился. Среди его увлечений были игра на фортепиано, фигурное катание, гимнастика, астрономия, археология.

–  Но все бросал, –  признается художник. –  Родители не настаивали. А в 10-м классе интересовал меня только панк-рок.

В результате попал  на художественно-графическое отделение.  В 1996 году его пригласил поучаствовать в выставке Дмитрий Учуваткин. Окунувшись в художественную среду, в процесс подготовки выставки, Илья впервые по-настоящему почувствовал себя художником.

Среди знаменитых современников, чье творчество ему симпатично, Растатурин выделяет немецкого живописца Ансельма Кифера, известного своими монументальными композициями, созданными из фольги, песка, масляных красок, цветов. Почему-то подумалось, что среди русских авангардистов Илья любит представителей объединения «Бубновый валет». Так и оказалось, а среди них творчество Ильи Машкова и Петра Кончаловского.

Пока мы пьем чай, в компьютере звучит медитативная музыка. Художник любит под нее работать. А мы говорим о вечном. Илья не религиозен, но верит, что за той, последней гранью непременно что-то есть. Несмотря на свою былинную внешность, художник имеет тонкую душу, и все тревоги мира не проходят бесследно для его сердца. Иногда на полотне появляются злые собаки, люди с искаженными лицами. Кстати, именно эти картины были представлены на выставке в Санкт-Петербурге в Музее нонконформистского искусства на Пушкинской, 10.

Восемь  лет назад у Ильи Растатурина в медиа-центре «Vыход» состоялась персональная выставка. Куратор выставки задавался тогда вопросом, по какому пути двинется вперед художник. Илья и сейчас на распутьи. Мне нравится, как рассуждают о пути  и цели даосы: «Если вы познали Путь, вы познаете цель, потому что цель не в конце Пути, а на всем его протяжении. Где бы вы ни были, вы у цели, если вы на Пути».

Илья Растатурин. Фото Ирины Ларионовой

Илья Растатурин. Фото Ирины Ларионовой

Илья Растатурин. Фото Ирины Ларионовой

Илья Растатурин. Фото Ирины Ларионовой

Илья Растатурин. Фото Ирины Ларионовой

Илья Растатурин. Фото Ирины Ларионовой

Илья Растатурин. Фото Ирины Ларионовой

Илья Растатурин. Фото Ирины Ларионовой

Илья Растатурин. Фото Ирины Ларионовой

Илья Растатурин. Фото Ирины Ларионовой

Илья Растатурин. Фото Ирины Ларионовой

Илья Растатурин. Фото Ирины Ларионовой

Илья Растатурин. Фото Ирины Ларионовой

Илья Растатурин. Фото Ирины Ларионовой

Фото автора