Главное, Культура

Весна патриарха

В этом здании на площади Ленина побывал, наверное, каждый петрозаводчанин. Фото НМ РК
В этом здании на площади Ленина побывал, наверное, каждый петрозаводчанин. Фото НМ РК

Более популярно сегодня выражение «осень патриарха», но у Национального музея Карелии   именно весна: за плечами большая история, но живет он  и ожиданием будущего.

Предполагал ли олонецкий губернатор Григорий Григорьев, подписывая 145 лет назад  указ о создании в Петрозаводске естественно-промышленного и историко-этнографического музея, что его детище ожидает долгая жизнь? Трудно сказать. Но отцом он оказался заботливым: не поручил  даже, а обязал чиновников собирать экспонаты для будущей экспозиции (на что у тех ушло почти два года), строго контролируя  их работу. Кстати, первая коллекция, положившая начало музейным фондам, сохранилась!  Более того,  губернатор уплотнился с семьей и одну из комнат в губернаторской квартире  отвел новорожденному музею.

В день  его рождения, 16 июня, именно в ней состоялся пресс-показ новых поступлений в Национальный музей  Карелии, ставший одним из юбилейных мероприятий, хотя основные торжества ожидаются  только в октябре: будет трехдневная конференция, будут именитые гости со всей России.

Но самый первый экспонат уже есть, причем, за ним не пришлось отправляться в экспедицию по Олонецкой губернии. Это само здание, в котором располагались и губернаторская квартира (с музеем с 1871 года), и присутственные места – творение архитекторов школы В.И. Баженова, ныне памятник истории, градостроительства и  архитектуры XVIII века.  Правда, в начале ХХ века музею пришлось из бывшей губернаторской квартиры выселиться, но в конце того же века справедливость восторжествовала – музей вернулся в родной дом, и, можно надеться, что теперь больше не будет менять прописку.

Кстати, за  предшествовавшие годы  своего существования  Олонецкий естественно-промышленный и историко-этнографический музей несколько раз менял название:  Краеведческий музей, Национальный музей Республики Карелия (в 2011 году). Но эта смена вывесок не мешала его поступательному развитию, не меняла сути его деятельности. И если основа, ядро любого музея – его коллекции, фонды, то наш музей стоит на  очень прочной основе. И этот его фундамент не только не разрушается со временем, но даже укрепляется. Если в начале ХХ века фонды  музея насчитывали около 7 тысяч экспонатов, то сегодня более 200 тысяч.  Национальный музей  Карелии по праву может считаться  не только одним из старейших музеев России (если не брать во внимание  петербургские), но и одним из крупнейших среди провинциальных музеев России.

А еще музею везло в предшествующие годы со своими  опекунами, начиная с губернатора Григория  Григорьева. Согласитесь, если бы он более ничего не сделал за годы своего пребывания в Олонецкой губернии, то созданием музея он все равно не только вошел в ее историю, но и занял в ней достойное место.  А вот еще одно имя, которое  довольно часто вспоминает нынешний директор музея Михаил  Гольденберг, –  Эдвард Гюллинг, основатель Карельской Трудовой Коммуны. Это при нем в 1922 году музей стал государственным. Причем, глава региона  не просто взял музей под свою опеку, он гордился  им. И эта гордость выражалась в его поддержке.

Ядро любого музея , конечно же, его коллекции.  Но его воздух, без наличия которого, как известно, любое живое (а таковыми являются и музеи) существо просто умирает. И то, без чего любой музей не дееспособен, – люди, которые там работают. Дмитрий Лихачев считал, что современных святых  можно найти только в музеях. Другой великий русский ученый – Лев Николаевич Гумилев – называл таких людей пассионариями. Но вот что интересно, святые ли, пассионарии ли, но таковыми они  становятся только тогда, когда начинают работать в музее (вам не кажется, что в ХХI веке это можно распространить на всю культуру?!). Более того, анахронизмом можно считать сотрудника музея, которому  не  только не интересна история, но и тот, кто равнодушен к настоящему.  И это понятно, если считать, что музей – это то явление нашей жизни, с помощью которого можно построить мост между прошлым и настоящим, а далее – в будущее. А мост соединяет ведь два берега.

Об одном из таких людей Национальный музей напомнил, показав  часть фонда Ивана Михайловича Мулло, в феврале этого года здесь отмечали его 110-летие.  Он пришел в музей в 30-е годы прошлого века, в 26 лет (!) возглавил его.  И трудился на директорском посту, а потом главным хранителем 13 лет в общей сложности. И покидал его  отнюдь не по своей воле – то Финская война, то Великая Отечественная, то увольняли по идейным мотивам – и снова возвращали. Сегодня его коллеги-музейщики  называют Ивана Михайловича не только музейным учителем, ученым-исследователем, хорошим администратором само собой, но и ходячей энциклопедией, преданным рыцарем музейного дела, музейным романтиком… Коллекцию из 120 предметов из личного архива Ивана Мулло передал в музей его сын, живущий в Петрозаводске. Она стала одним из главных объектов пресс-показа.

Были и  другие, не менее  интересные. Выше уже шла речь, что сохранились многие предметы из первой коллекции, с которой и начался музей, хотя, точнее будет сказать, – их сохранили. Ведь музей и его коллекции прошли, как и вся страна, через революцию, войны, перестройки… Старинная деревянная форма для выпечки пряников  уже была героиней Ночи музеев-2016.

Многие впервые увидели  в ходе пресс-показа старинную фотографию Соборной площади в Петрозаводске конца XIX –  начала ХХ века, сделанную известным в то время фотографом Карлом Иогансоном, который снимал не только современников,  но и виды города. Представленная на пресс-показе фотография интересна еще и тем, что на ней можно увидеть два петрозаводских собора, которые были уничтожены в 20-30 годы прошлого века. Передал фотографию в музей Александр Семенович Колесов, в  свое время возглавлявший Петросовет, а в правительстве Сергея Катанандова министр финансов. Но вот, выясняется, что он еще и коллекционер.

Таких людей называют в музее, увы, очень некрасивым словом – сдатчики (другого пока не придумали). Но роль их в жизни музеев (и не только Национального) неоценима. Средств  уже многие годы у музеев  нет, если и продолжают пополняться сегодня музейные фонды, то только благодаря им, сдатчикам.

На  микровыставке во время пресс-показа представлен был и предмет из гораздо более близкого нам времени –  телерадиола «Беларусь», окно в мир советского человека  60-х годов ХХ века.  А натолкнула она еще  на одну тему. В постоянной экспозиции  до сих пор нет разделов, посвященных ХХ веку.  А причина банальная – не хватает  выставочных площадей. Но это, кажется, беспокоит только музей.  В эшелонах власти, похоже,  рассуждения иные, чего, мол, беспокоиться, он, ХХ век, пока далеко не ушел,  спину  его  еще можно увидеть, настанет  время для него. Хотя  выросло уже поколение, для которого ХХ век – такая же далекая история, как и крепостное право в России, и многие раритеты ХХ века сегодня можно найти на свалках и в помойных баках. И рад бы музей принять безвозмездные дары от своих  новых сдатчиков, да некуда. Не только экспозиционных площадей не хватает, но до сих пор у музея (справедливости ради следует сказать, не только у Национального музея РК)  нет  современного фондохранилища. Остается надеяться, что, может быть, к 150-летию музея (оптимальный сценарий развития событий!) все-таки будет завершена реконструкция второй очереди здания музея. Пессимистический вариант – придется ждать  другой юбилейной даты – 200-300-летия…

Правда, среди музеев  много долгожителей, может быть, потому, что они имеют дело с историей?  145 лет Национального музея – много или мало? По меркам человеческой жизни – возраст библейских патриархов. А по музейным? Недавно нашла информацию, что в Китае археологи  нашли  музей музыкальных инструментов династии Хань, которому…  около 2000 лет. Согласитесь,  это еще свидетельство того, что музеи были, есть и будут. Это мост между нашей историей и нашим будущим.  А для моста нужны два берега.

Губернатор Григорий Григорьевич Григорьев. Это по его указу 145 лет назад в Петрозаводске был создан музей
Губернатор Григорий Григорьевич Григорьев. Это по его указу 145 лет назад в Петрозаводске был создан музей
Пресс-показ ведет директор Национального музея Михаил Гольденберг
Пресс-показ ведет директор Национального музея Михаил Гольденберг
Фотографии из личного архива Ивана Михайловича Мулло
Фотографии из личного архива Ивана Михайловича Мулло
Старинная фотография Соборной площади Карла Иогансона
Старинная фотография Соборной площади Карла Иогансона
Телерадиола «Беларусь» - окно в мир во второй половине ХХ века
Телерадиола «Беларусь» — окно в мир во второй половине ХХ века
Старинная деревянная печатная пряничная форма - один из экспонатов первой музейной коллекции
Старинная деревянная печатная пряничная форма — один из экспонатов первой музейной коллекции
Один из новых экспонатов – Державинская медаль, врученная директору Национального музея во время Державинских чтений-2015 в Казани
Один из новых экспонатов – Державинская медаль, врученная директору Национального музея во время Державинских чтений-2015 в Казани

Фото НМ РК и Валентины Чаженгиной