16 августа в Москве на 93-м году ушла из жизни архитектор Марина Георгиевна Старченко, совсем не посторонняя нашему городу. Она оставила нам в Петрозаводске несколько красивых зданий, построенных в начале 1950-х. Архитекторы старшего и среднего поколений знают, где на Карла Маркса и на Гоголя стоят «дома Марины». Причудливые узоры архитектурного декора на фасадах объединили в себе классические и народные истоки зодчества и рукодельную женскую изысканность, привлекающую внимание хорошей прорисовкой и любовью автора к деталям.
М.Г. Старченко приехала работать в Петрозаводск в 1948 году, сразу после окончания Московского архитектурного института. Приехала в Карелию не впервые и не случайно: с 1945 года она принимала участие в экспедициях по изучению памятников деревянного зодчества русского Севера. В послевоенные годы Академия архитектуры СССР организовала множество экспедиций по обследованию памятников архитектуры, находившихся в прифронтовой полосе, и в эти экспедиции активно привлекались студенты архитектурных вузов. Биографии многих наших карельских архитекторов объединяет одно – очарование незамутненной чистотой северной архитектуры, открывшейся во время экспедиций студенческих лет, и желание вернуться сюда уже дипломированными специалистами. И почти все архитекторы, работавшие тогда в Петрозаводске, были увлечены идеей создавать именно карельские здания – перенести в новое строительство национальные традиции, ту красу, что открыли они, путешествуя по диким северным лесам и глухим деревням.
Идея оказалась во многом утопичной. Деревянные жилые и культовые сооружения представляли собой благодатный материал для заимствования, стилизации, деталировки, но нельзя было воспроизвести в городской среде самого главного – удивительной взаимосвязи архитектуры и природы, архитектурного объекта и ландшафта, которая отличает каждую, самую малую постройку народного зодчества.
Неслучайно самой карельской, самой национальной постройкой Марины Георгиевны стал летний кинотеатр в петрозаводском парке культуры и отдыха. Здесь все сошлось: и материал стен, и окружающий ландшафт – пусть не естественная природа, а всего лишь парк, и мастерство архитектора, не оставляющего попытки донести до современника и горожанина скрытую от многих глаз поэзию народной архитектуры. Пожалуй, лишь в этом, единственном и, к сожалению, утраченном сооружении национальные традиции не выглядят только лишь как декор, «вышивка», которую можно удалить без ущерба для архитектуры здания. Летний кинотеатр в своих формах продолжил конструктивно-строительные приемы карельских плотников, которые использовались ими при решении образных задач архитектуры и жилых, и культовых сооружений.
Думается, что путь, по которому продвинулась М. Старченко в попытках привнести национальные характеристики в современную архитектуру, был все-таки не совсем тупиковым, просто его не удалось пройти до конца – до неизбежного появления качественно новых архитектурных решений. Советская архитектура, как все жанры искусства в нашей стране, меняла свой курс по постановлениям партии и правительства. Меняла резко, разворачиваясь на 180 градусов: то, что вчера приветствовалось, сегодня объявлялось упадничеством и деградацией. С 1955 года в архитектуре воцарился индустриальный стиль – так мягко именуется стиль первых типовых домов, – а поиски художественного образа на долгое время были попросту изгнаны, как было изгнано и само творчество в понимании архитекторов старшего поколения.
Марина Старченко, конечно, работала – привязывала типовые здания, разрабатывала проекты планировки кварталов и жилых районов, но душа ее не нашла себе места в этом индустриальном архитектурном пространстве.
Марина Георгиевна, личность очень творческая и ищущая, не мыслящая себя вне народной культуры, к которой привязалась со студенческих лет, всей душой ушла в декоративно-прикладное искусство.
Поражает объем и разножанровость ее декоративных работ – декоративная скульптура, текстильные композиции из смешанных материалов, гобелен, лоскутные панно из ситца! И все – на высоком профессиональном уровне, без малейшего налета дилетантизма. В этих работах Марины Старченко – объяснение в любви народному зодчеству и народному искусству, которое не удалось воплотить в архитектурных произведениях.
Чуть более двух лет назад «Лицей» отмечал 90-летний юбилей Марины Георгиевны публикацией о ее главном петрозаводском доме, что возведен на проспекте Карла Маркса.
Спустя несколько недель она посетила Петрозаводск, впервые за много лет после своего отъезда. Прошлась по центральным улицам, застроенным ее коллегами, словно окунулась в город своей молодости. Была рада, что всё почти так же, как и тогда, когда молодые архитекторы поднимали Петрозаводск из руин, отдавая свои творческие силы, строя город своей мечты…
Петрозаводск сильно вырос за прошедшие десятилетия, разбежался новыми жилыми районами во все стороны. Новый стиль, новые технологии – новое поколение архитекторов работает в городе сегодня. Но Марина Старченко и ее коллеги останутся здесь навсегда своими зданиями и уютными городскими пейзажами, которые не спутаешь ни с каким другим городом на свете.