На брифинге в правительстве накануне 1 сентября министр образования республики Александр СЕЛЯНИН рассказал о том, что ждет нас в новом учебном году.
* В 238 школах Карелии обучаются 64 тысячи человек.
* 1 сентября в первый класс пойдут 6594 человек – на 398 больше, чем в прошлом году.
* Стоимость комплекта учебников составляет от 2,5 до 3,5 тысяч рублей.
* 1 сентября впервые за последние годы будут два новоселья – в Суккозерской средней школе, где откроется учебный корпус на 140 человек, и в Шелтозерской средней школе, где появится корпус с мастерскими, спортзалом и столовой.
* Все общеобразовательные школы оборудованы автоматической пожарной сигнализацией. К декабрю она появится в учреждениях дополнительного образования.
* Приобретены 34 школьных автобуса. К месту учебы будут подвозить более четырех тысяч карельских школьников.
* Молоко в школе будут получать ученики 1 – 5 классов, всего около 30 тысяч.
Единые требования. Министр сообщил также, что в этом учебном году впервые школы принимали по единым требованиям, согласованным со всеми надзорными органами на федеральном уровне. Причем финансирование было значительно выше, чем в прошлые годы. К 25 августа приняты 98% школ и 85% детских садов. Среди школ 18 двухэтажных деревянных зданий, к которым предъявляются повышенные требования. В случае если их невозможно соблюсти, обучение организуют только на первом этаже.
Школы закрываться не будут. Обнадежила информация Александра Селянина, что решено не форсировать реструктуризацию школ, то есть не закрывать маленькие отдаленные школы. Часть их станет филиалами больших школ.
Вакансий в школах к 1 сентября немного – всего 42. Не хватает учителей по труду, физике и, что уже привычно, иностранному языку. В отдаленные школы преподавать иностранный язык вновь отправят студентов-старшекурсников.
Полная реконструкция трех школ начнется в 2009 году за счет средств федерального и республиканского бюджетов – школы-интерната № 21, Карельского кадетского корпуса и Суоярвской средней школы. Скорее всего, она продлится в течение учебного года.
ЕГЭ. Министр отметил, что главная проблема – абитуриенты слишком поздно определяются, куда они хотят поступать. Селянин заверил, что перечень экзаменов, которые нужно сдавать на те или иные специальности, в новом учебном году будет опубликован раньше, чем в минувшем (он появился лишь в феврале). По заверениям руководства Минобрнауки, основные подходы к ЕГЭ сохранятся. Собираются упростить задания по алгебре и началам анализа. Александр Селянин согласился, что и по другим предметам есть вопросы, и сообщил, что предложения и замечания по качеству заданий ЕГЭ будут в ближайшее время отправлены в Москву.
Школа № 1. На мой вопрос о сегодняшней ситуации в петрозаводской средней школе № 1 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла, которая была в центре внимания общественности в мае-июне (см. публикацию в «Лицее» в № 6-7 «Что имеем – сохраним?»), Александр Селянин сообщил следующее:
– В течение лета главной задачей был подбор кандидатуры руководителя школы, потому что в июне предыдущий директор написала заявление и была уволена. Так как во всех обращениях к властям говорилось, что в такой уникальной школе многое зависит от личности руководителя, то в первую очередь с новым руководством Петрозаводского городского округа мы искали кандидатуру, обращались в том числе к представителям творческой интеллигенции. Такая кандидатура найдена. В школе остается вторая проблема, которую я не скрывал: уникальность любого учреждения осложняет его деятельность, потому что в сфере образования все очень жестко регламентировано. Все узкие места, которые привели к конфликтной ситуации, мы выявили. Как только приступит к работе новый руководитель, мы вместе с коллективом будем обсуждать, что нужно сделать, чтобы привести в соответствие учебный план, не превышая нагрузку учеников, и урегулировать трудовые отношения с привлеченными работниками, которые обеспечивают реализацию не только общеобразовательной, но и дополнительной программы. Эти вопросы остаются, но при наличии заинтересованного руководства и готовности их решать с нашей стороны до конфликта дело не дойдет. Будет рабочая ситуация по решению проблем.
«Лицей» № 8–9 2009