Школа и вуз

Марафон десятилетий

Минувший год был особым для факультета начального образования Карельской государственной педагогической академии: ему исполнилось 50 лет.
 
{hsimage|В дискуссии рождается понимание миссии учителя||||}Пятидесятилетие ФНО – это полвека важной работы для образования республики; это взращивание тысяч молодых специалистов – карельских педагогов; это успешные судьбы студентов, преподавателей, учителей. Это события маленькие и большие, из которых состоит человеческая жизнь и ее важнейший этап — юность.
Так принято в нашей культуре – замечать и отмечать «круглые» даты личной жизни и жизни общественной. Не нами придумано, но нами поддержано. Зачем? По данному поводу существуют разные мнения. Вот такое, например, высказал руководитель одной из карельских школ: «Юбилеи школы будем отмечать как можно чаще, потому что юбилеями можно воспитывать». Юбилеи формируют и подпитывают лучшие свойства человеческой натуры: патриотизм, уважение к истории и к людям, дружбу-товарищество, преданность-верность, «чувство локтя»… А еще юбилеи позволяют собрать разъединенных, объединить разобщенных, согласовать несогласных в общем деле. Есть в юбилеях объединяющее начало! Смыслы празднования юбилеев многозначны: отдать дань прошлому и понять настоящее, подвести итоги и определить перспективы. Юбилей – веха жизненного пути: промежуточный результат и задел будущего.
 
Примерно так рассуждали организаторы юбилейного года на ФНО: нужно максимально использовать ресурсы, заложенные в этом общественно (для академии, факультета, образования республики) и личностно (для преподавателей и студентов, ветеранов и выпускников) значимом событии.

Юбилейный год на ФНО
 

Организационный комитет юбилея возглавил ректор академии – Сергей Павлович Гриппа (это ли не признание авторитета факультета в вузе!), руководителем рабочей группы оргкомитета стала декан ФНО – Светлана Иосифовна Смирнова.
 
{hsimage|Учителя начальных классов республики — участники конференции||||}Первые шаги были сделаны накануне юбилейного года – состоялся большой «мозговой штурм» на всех уровнях: на заседаниях кафедр и научно-исследовательской лаборатории, на Совете факультета и на студенческом активе, в студенческих группах и в «междусобойчиках» преподавателей. Россыпь предложений о том, что и как сделать в этот особый год, оргкомитет внимательно рассмотрел и отобрал из них, конечно, самые интересные и реалистичные.
Было решено, что каждому традиционному мероприятию факультета (а таких на ФНО немало) следует придать особую «юбилейную» окраску – новизны и творчества.
 
Так, ежегодная психолого-педагогическая олимпиада в 2009-м стала «Педагогическим марафоном» десятилетий, прожитых сообществом преподавателей и студентов. Студенты пяти курсов представили пять десятилетий в педагогических идеях, в общественных и культурных событиях эпох, используя архивы, воспоминания ветеранов и выпускников, произведения искусства, музыку, предметы культуры и быта и современные компьютерные технологии. Первое десятилетие (1959 – 1968 гг.), например, иллюстрировал видеофильм, снятый студентами 5-го курса. Литературно-драматические музыкальные композиции студентов позволили погрузиться в прошлое страны, вуза, факультета – осмыслить и почувствовать прошлое и, как сказали преподаватели-ветераны, «вновь пережить молодость». Главное, что нынешние студенты увидели и показали связь поколений в сохранившихся идеях/традициях: откликаться на «вызовы» времени конкретными делами, быть современными во все времена.
Традиционная апрельская научно-практическая конференция «От идеи — к технологии: проблема обновления образовательного процесса в школе и в вузе» была посвящена 20-ю создания специальных кафедр факультета: кафедры естественно-математических дисциплин методик их преподавания (заведующая кафедрой, доцент Татьяна Сергеевна Марченко) и создания кафедры русского языка и методики его преподавания (заведующий кафедрой, доцент Владимир Лаврентьевич Кошкаров). Получился научный «юбилей в юбилее», где были публично представлены теоретические и практические результаты исследований преподавателей и студентов факультета, учителей и учащихся школ Республики Карелия.
Дух юбилея оживил жизнь факультета, подвигнул его на новые социально полезные дела:
* 1-го июня завершилась благотворительным концертом акция «Семицветик». Волонтеры – студенты и преподаватели – организовали сбор средств, на которые приобрели для детей, находящихся в Республиканской детской больнице и в Доме ребенка г. Петрозаводска, крайне необходимые вещи, которыми пока не может в полной мере их обеспечить государство: подгузники, игрушки, канцелярские товары…
* Второй раз состоялся проект «Открытый город для сельских детей»: факультет принимал на весенних каникулах школьников из сельских школ Пудожского района; знакомил их с историей, культурой и образованием столицы – организовывал познавательный и полезный досуг.
* Проект «Портфолио студентов ФНО», который пилотировали выпускники 2009 года, подвел к мысли, что социальная практика – общественно значимые полезные дела – должна быть нормой жизни педагогического студенчества, обязательным элементом профессионального становления педагога в вузе. Сегодня социальные практики «находят и проходят» студенты всех курсов факультета.

В эпицентре года
 

Программа юбилейных мероприятий была насыщена событиями, которые сложно перечесть в рамках этой статьи. Эпицентр знакового года пришелся на конец октября.
В наших праздничных мероприятиях приняли участие более 400 человек! Почетными гостями стали известные отечественные ученые Ната Борисовна Крылова (Институт управления образованием РАО, лаборатория региональных проблем развития образования; главный редактор серии «Новые ценности образования», Москва) и Ольга Александровна Граничина (РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург), участниками – наши коллеги из Москвы, Санкт-Петербурга, Пскова, Минска, Киева и образовательных учреждений Республики Карелия: вузов, ссузов, Института повышения квалификации, муниципальных управлений образованием, городских и сельских школ…
 
29 -30 октября на Межрегиональной научно-практической конференции «Педагогический вуз и начальная школа на этапе построения новой модели отечественного образования: уроки прошлого, ресурсы настоящего, вызовы будущего» собрались ученые, педагоги-практики, преподаватели и студенты из разных учреждений образования. В рамках конференции состоялись:
— 8 пленарных докладов, представивших итоги исследований по актуальным вопросам развития высшего и общего образования;
— 6 мастер-классов лучших учителей Карелии — выпускников ФНО и 7 мастер-классов преподавателей, работающих на факультете, где участникам предлагалось непосредственное практическое включение в педагогический процесс;
— 3 проблемных Круглых стола, где дискутировались «болевые точки» отечественного образования;
— выставки творческих работ студентов и преподавателей факультета и выставка печатных изданий ФНО и учреждений-учредителей конференции (Министерство образования РК, Институт повышения квалификации работников образования, Петрозаводский педагогический колледж, Управление образования г. Петрозаводска).
К открытию конференции был издан сборник материалов ее участников — 48 авторов.
Столь масштабное педагогическое собрание позволило обменяться опытом, обсудить актуальное, найти новые идеи, установить контакты с единомышленниками…
Самое приятное, нежное и трепетное событие юбилейного года – Торжественный вечер – свершилось 30 октября (режиссер Наталья Евгеньевна Самсонова, доцент кафедры РЯ и МП). Песни, танцы, импровизация и, конечно, поздравления были неотъемлемыми составляющими этого праздника. Встречи, воспоминания, слёзы, улыбки, объятия – не обошлось и без них.
Юбилейный год проверяет: стоим ли мы чего-нибудь и чего мы стоим…
Прошедшему – прошумевшему – промелькнувшему знаковому для факультета году наша особая благодарность за обновленную память, за полученные уроки, за ритм достижений, за намеченные ориентиры будущего.
Отмечайте юбилеи!
 
"Лицей" № 1 2010