Хроника

Супермен математики

 
Молодой математик Алексей Доронин единогласно признан лучшим учителем Карелии – 2010.
 
  {hsimage|Алексей Доронин||||}Впервые на конкурсе  «Учитель года Карелии» совпало мнение Большого жюри, молодежного жюри и народного интернет-голосования. На сайте http://edu.karelia.ru учитель математики Державинского лицея получил 30497 голосов. Для сравнения, за ближайшего «преследователя» Оксану Сергееву, учителя информатики Лоухской средней школы, проголосовали 5909 человек. Правда, члены Большого жюри признались: по итогам трех дней конкурса Участников, лауреатов и победителя отделяли сотые балла.

Необыкновенно серьезны молодые учителя, многословны и до волнения искренны. Если не расслаблены, то спокойны учителя со стажем. Конкурс «Учитель года Карелии» начался 17 мая еще за шесть часов до своего торжественного открытия — мастер-классами для студентов Педагогического колледжа.

{hsimage|На открытии конкурса "Учитель года Карелии -2010"||||}Екатерина Дробная, учитель математики из Пряжи, на своем мастер-классе, чуть краснея от волнения, рассказывала о счастье быть учителем. Ее мама – учитель в ее же школе, бабушка и дедушка преподавали в одном из техникумов в Украине, сама Екатерина Сергеевна работает только два года.

  — Окончила Пряжинскую школу с золотой медалью, в прошлом году впервые выпустила класс, результаты ЕГЭ по математике у ее выпускников выше, чем в среднем по Карелии, — шептал за соседней партой учитель из группы поддержки своей коллеге. 

  — У нашей тоже красный диплом, — шепотом отвечала она.

  {hsimage|Лауреат Светлана Савченко||||}На мастер-классе речь шла не о предмете, а о поиске формулы успеха. Формула Екатерины Дробной оказалась проста: a+b+c+d+n, где, например, а – принцип сознательности, с – принцип активности. Екатерина Сергеевна не вошла в список лауреатов, но получила приз от Центра развития образования как самая очаровательная, молодая и умная участница. Я бы добавила – современная, ведь на конкурс Екатерина приезжала за рулем своей не очень новенькой «девятки». 

  Учитель русского языка и литературы Рускеальской общеобразовательной школы Наталья Тарасенко на своем мастер-классе взбудоражила студенток педагогического колледжа, заставив думать и говорить. Что хорошо в профессии учителя? Что плохо? Среди плюсов профессии — постоянное развитие, реализация творческих способностей. Минусом хором назвали маленькую зарплату и большую ответственность. Наталья Сергеевна переубеждать будущих учителей не стала.

  {hsimage|Клятва финалистов на указке||||}С самого утра следующего дня в школе № 43 велись открытые уроки под пристальным наблюдением профессионалов из большого жюри. Пожалуй, это было самым важным испытанием. Из критериев оценки – глубина и оригинальность раскрытия темы, умение организовывать взаимодействие учащихся между собой, создавать и поддерживать высокий уровень мотивации и высокую интенсивность деятельности учеников. Максимальная оценка, которую мог получить учитель, — 10 баллов. 

  В тот же день в актовом зале института повышения квалификации работников образования участники конкурса сами побывали в учениках. Британская компания «Прометей» в лице доктора Джона Коллика продемонстрировала Activclass – оборудование для школьного класса с интерактивной доской и пультами для голосования. На чувствительном дисплее доски пишут не мелом, а специальной ручкой, можно рисовать, открывать и использовать нужные программы, интернет… На вопрос учителя ученики отвечают нажатием нужной кнопки на пульте, согласно их ответам можно мгновенно составить график или диаграмму. Говоря современным языком, космос. Забегая вперед, скажу: компания «Прометей» решила подарить комплект этого космического оборудования стоимостью около 100 тысяч рублей учителю музыки школы № 10 Елене Лоцман

  {hsimage|Доктор Джон Коллик||||}Сам Джон Коллик в прошлом преподаватель: читал курс по Шекспиру в Sussex University в Англии и в Waseda University в Токио. Об интерактивной доске у меня был только один вопрос: не вредна ли она для зрения учеников?

— Не вреднее, чем дисплей i-phone, — тветил доктор Коллик, — очень важно правильно направить свет в классе, где работает такая доска: лампа должна светить сверху и сзади.

Карельские учителя Джону очень понравились за энтузиазм и экстремальную креативность. Русские ученики, считает он, не отличаются от британских – такие же активные. Вот в Японии, где он преподавал разговорный английский, студенты очень сдержанны.

  Интерактивное оборудование пригодилось финалистам в последний день конкурса. с его помощью проводилось занятие «Импровизация». Приседали, измеряли пульс, делали выводы о состоянии здоровья ученики (в их роли выступали педагоги и студенты) Татьяны Суриной, учителя физкультуры Кайпинской школы. Светлана Савченко, учитель русского языка и литературы школы в поселке Рауталахти, в импровизационном уроке по фразеологизмам проверила знания всего актового зала института повышения квалификации.

  {hsimage|Мастер-класс в Педагогическом колледже||||}Мне показалось, праздник начался именно тогда. Уже были известны имена восьми финалистов, уже в зале повсюду прятались букеты, в кабинете 15 студенты колледжа технологии и предпринимательства всем желающим делали прически. И как будто до последнего момента нет лидера, победитель не определен. Полтора часа поздравлений, вручение дипломов участника, многочисленных подарков, посвящение в Ассоциацию учителей Карелии, песни, танцы. Лауреаты — Светлана Савченко, Татьяна Никкина, учитель истории и обществознания Медвежьегорской средней школы № 1, Елена Лоцман. Наконец, назван победитель – Алексей Доронин. Удивлен, смущен, обрадован. Прячет улыбку за букетом. А нужно ведь еще что-то сказать:

— Я забыл даже простые слова, — признается Алексей в микрофон.

  Его болельщики самые шумные, чуть не на руках выносят победителя из зала. Вечером читаю комментарии на странице народного голосования Алексея Доронина: «Лучший из самых лучших! Спасибо вам за интересные уроки! Я полюбила математику благодаря вам!», «Супермен математики!», «Вот он, современный учитель!». 

Алексей Доронин — выпускник гимназии № 30 и математического факультета ПетрГУ. Шесть лет преподает в Державинском лицее. Его уроки интересные, динамичные, нестандартные. Педагогическое кредо Алексея Доронина — «Самого главного глазами не увидишь».
— Победа в таком конкурсе очень трудная задача, далеко не каждый может ее решить. Благодаря моей семье, друзьям и коллегам мне удалось собраться с силами и выложиться на все сто, — спустя несколько дней после конкурса отвечал на мой вопрос Алексей Доронин.
Благодарит Алексей Владимирович за поддержку Центр Развития Образования: методистов и директора Татьяну Васильеву, которые болели за него, не пропуская ни одного конкурсного дня. С благодарностью Алексей Доронин говорит и о своей любимой учительнице Екатерине Анатольевне Драган. Сегодня он сам любимый учитель многих державинцев. Кстати, с Е.А. Драган они теперь коллеги по лицею. 
Алексей Доронин осенью будет представлять Карелию в финале конкурса „Учитель года России“.

P.S.: Параллельно с XIV республиканским конкурсом «Учитель года – 2010» проводился первый конкурс «Воспитать человека» среди заместителей директоров по воспитательной работе, педагогов-организаторов и социальных педагогов. Победителем стала Мила Кузьмина, заместитель директора по воспитательной работе, учитель изобразительного искусства, Медвежьегорской средней школы № 1.

 
Фото автора и Любови Крисановой