6 августа в Городском выставочном зале открылась выставка «Магия пастели».
{hsimage|Наталья Кошелева и Петр Чахотин||||}Надежды на то, что вернисаж состоится при полном зале, не было никакой: стояла небывалая жара и народ жаждал только одного — бежать из плавящегося на глазах города куда-нибудь на лоно природы. Но, как оказалось, любителей изобразительного искусства ничем не испугаешь, и в назначенный час в зале было довольно много желающих первыми приобщиться этой самой магии, что обещали афиши. Спустя пару дней после вернисажа в книге отзывов кто-то под впечатлением от новой экспозиции, оставил четверостишие, начинавшееся строчкой «Ах, эта магия пастели!»
И в самом деле, сказано точно. Переходя от картины картины, будто заряжаешься положительной энергией от увиденного. Сначала всматриваюсь в листы и стараюсь не обращать внимания на фамилии авторов и без труда узнаю произведения известной карельской художницы Натальи Кошелевой. Это она, приняв участие несколько лет назад в солидной выставке «Европастель», пригласила в Карелию ее организатора Петра Чахотина. а теперь и сама стала организатором в Петрозаводске выставки пастели. Кроме произведений самой Натальи, на выставке есть работы еще двух карельских художников — Максима Кошелева и Александра Геращенко. Три листа Максима выделяются своим отстраненно-философским подходом. А вот пастели Александра Геращенко. Всматриваюсь в работы, вроде бы ничего особенного: старый двор, снова двор, но в воздухе разлита весна, кругом лужи. И некуда деться от нахлынувшего вдруг чувства легкой грусти, и душа предалась милым воспоминаниям о давно прошедшем, забытом, но почему-то дорогом и близком.
{hsimage|Работа Петра Чахотина||||}Остальные имена — все новые. Большинство произведений — Петра Чахотина, человека интересной судьбы. Нередко бывает, что человек неожиданно открывает в себе новые таланты, в результате в жизни меняется многое, если не все. Так случилось в жизни этого интересного художника. Петр родился в Париже в семье русских эмигрантов. Детство провел во Франции и Италии. Потом вернулся в Россию, где получил профессию морского геофизика. В течение десяти лет работал научным сотрудником Института Океанологии АН СССР, а потом три года был начальником Беломорской Экспедиции. Затем вновь вернулся в Италию, где и по сей день живет в небольшом селе в Пьемонте. Но прежнюю свою работу Петр оставил и уже много лет подвизается как профессиональный художник. У него, члена Союза художников России, за плечами более 60-ти персональных выставок. Но этого мало в 2002-ом году плодовитый автор объединил пастелистов из 28 стран мира и стал организатором уникальной выставки «Европастель» в Пьемонте и в 2003 году в Санкт-Петрбурге. Его работы без труда можно узнать по излюбленной автором теме: это горы, это нездешние роскошные поля маков, южные средиземноморские пейзажи, среди которых вдруг промелькнут то российские снега, то кондопожская красавица-церковь.
Наталье Кошелевой удалось пригласить на выставку очень разных художников, у каждого из которых есть свой стиль и свое лицо. Нельзя не заметить прекрасные декоративно-утонченные пастели Надежды Лавровой из Углича Ярославской области. В ее работах угадывается интерес ко всему русскому, народному, глубинному, хотя это только намек и нет в этих листах никакой нарочитости. Пастели Надежды привлекают свой неяркой гаммой цвета, законченной формой, изысканностью.
{hsimage|Работа Ядранки Димитриевич||||}Полная противоположность — пастели Сергея Белоусова из Санкт-Петербурга. В его произведениях главный герой -северная столица — выглядит необычно празднично, ярко, как и следует столице. Его «Царскосельский модерн», «Белые ночи», «Пробуждение» продолжают процесс погружения зрителя в магию пастели, как и сербские мотивы в работах Ядранки Димитриевич из Белграда и Юрия Галдина из Москвы, и русские у Льва Николаева из Плеса. Остается добавить, что на выставке представлен всего один портрет, выполненный в технике пастели — это автопортрет художника из Петрозаводска Евгения Карманова. К сожалению, Евгения уже нет в живых, но многие помнят, как художник и архитектор отправился в плаванье на ладье по Средиземному морю, как участник миссии «Золотой век». Именно тогда, в начале 90-х годов, Петр Чахотин познакомился с Евгением Кармановым. Тогда же был написан портрет. И вот теперь, почти двадцать лет спустя, стало понятным, для чего им двоим было послано это знакомство: чтобы портрет художника вернулся на родину и чтобы петрозаводчане заразились этой увлекательной магией пастели.
{hsimage|Работа Натальи Кошелевой||||}