23 сентября в Карельской государственной филармонии выступит английская пианистка Элеонора Бекова.
{hsimage|Элеонора Бекова||||}Три года назад назначение молодого английского музыканта Мариуса Стравинского главным дирижером и художественным руководителем симфонического оркестра Карельской государственной филармонии стало событием в музыкальной жизни Петрозаводска. Много писали и говорили о том, что он воспитывался в семье, делом жизни каждого из членов которой является музыка.
Биография его матери, пианистки Элеоноры Бековой, напоминает приключенческий роман, в котором есть слава и многочисленные награды на Родине (тогда наша страна называлась СССР), побег сестры на Запад и последовавшие за ним годы травли, а потом мировая известность, восхищение и репутация лондонской светской дамы, очень красивой женщины – «лондонской Шехеразады», как ее называют в иностранной прессе.
Сестры Эльвира, Элеонора и Альфия Накипбековы, выпускницы Московской консерватории, были известны в Советском Союзе как музыкальный феномен – уникальное казахстанское трио (скрипка, фортепиано и виолончель). Внимание к талантливым девушкам было огромным, без них не обходился ни один правительственный концерт. В составе трио сестры много гастролировали (кстати, в 1980 году выступали и в Петрозаводске!). Но все изменилось в 1981 году, когда Альфия, приехав в Лондон в составе комсомольской делегации, попросила в Англии политического убежища.
Оставшимся в СССР Эльвире и Элеоноре пришлось нелегко: им пришлось довольствоваться выступлениями исключительно на провинциальных сценах, в столице их имена были занесены в «черные списки». Все документальные фильмы о трио и концертные записи были уничтожены. Трио воссоединилось только восемь лет спустя в Лондоне – их появление на музыкальном небосклоне Великобритании сравнивали с явлением Лучано Паваротти. И с тех пор диски с записями концертов «Трио сестер Бековых» (как зовут их в Великобритании) расходятся на Западе миллионными тиражами.
Элеонора Бекова не только выступает в составе трио, но также работает с оркестрами и ансамблями. Ее дуэт со знаменитым тенором Сергеем Лариным считался одним из самых выдающихся современных ансамблей мира.
«Элеонора Бекова фантастична! – сказала о ней легендарная пианистка Марта Аргерих. – В ней уравновешены эмоции, интеллект и стиль, ее прикосновение превращает рояль в инструмент, который поет, как человеческий голос». Любопытно, что музыкальная родословная Элеоноры Бековой восходит к Бетховену. В своих интервью пианистка часто рассказывает об этом: «у Бетховена учился Черни, у Черни учился Лист, у Листа — Зилоти, у Зилоти — Гольденвейзер. Учеником Гольденвейзера был Александр Кнауб, а у Кнауба училась я».
Рабочий график Элеоноры Бековой расписан по минутам. Концерты, выступления, записи, благотворительные проекты и балы, проведение фестивалей, преподавание… Тем ни менее она нашла время сделать совместный проект с симфоническим оркестром Карельской филармонии, которым руководит ее сын.
В 2001 году Элеонора Бекова на фестивале «Московская осень» представила мировую премьеру – Концерт для фортепиано с оркестром Сергея Жукова, который посвящен ей. 23 сентября фортепианный концерт С. Жукова впервые прозвучит в Петрозаводске. Не пропустите это событие! Также в программе: Ж.-Ф. Рамо – Фрагменты музыки из опер-балетов, Р. Штраус – Сюита из оперы «Кавалер розы».