Концерты легендарного Б.Г. и группы «Аквариум» неизменно собирают полные залы по всей стране на протяжении многих лет. Вот и на недавнем концерте в Петрозаводске был аншлаг. Большая группа почитателей, которым не хватило мест, стояла в проходе зала ДК «Машиностроитель» и бурно реагировала на появление своего кумира.
После концерта корреспонденту Радио Карелии Светлане Черенковой удалось побеседовать с Борисом Гребенщиковым.
– Борис, вы, кроме всего прочего, еще и ведущий популярной музыкальной программы «Аэростат» на Радио России. Общаетесь вы со слушателями доверительно, ненавязчиво заставляете слушать себя, думать, сопереживать. К тому же щедро делитесь своей богатейшей фонотекой. Сколько записей она насчитывает?
– Я никогда не считал. Но за комплименты – спасибо…
– Ваша программа называется «Аэростат». Это подразумевает подъем? Название выбирали вы?
– Да, но смысла раскрывать не буду. Я убежден, что люди должны уметь думать. И я бы очень хотел, чтобы эта программа по-прежнему выходила в эфир.
– Как аэростат воспаряет, так же порой позволяют воспарить душе ваши музыкальные новеллы, притчи. У композитора Александра Скрябина была мечта: с помощью действа, музыки и света вызвать у зрителя катарсис – духовное преображение. Иногда что-то подобное происходит и на ваших концертах. Вы сознательно к этому стремитесь?
– Я думаю, что Скрябин брал на себя слишком много. Преображение происходит не тогда, когда этого хочет человек, а когда создаются условия. Говоря на православным языке, когда Бог этого пожелает. Наше дело – создать условия. А уж что произойдет – не в наших руках.
– Вы болеете душой за Россию, это чувствуется по вашим песням. Говорят, «с Востока свет». До сих пор не утихают споры, и вы тоже поднимали эту тему в одной из своих программ, что Россия – страна больше восточная по территориям, а по духу – западная. Как вы считаете, все-таки, откуда придет свет в Россию?
– Я совершенно уверен, что свет приходить не должен ниоткуда, он уже и так есть. И возрождаться России абсолютно не от чего, ибо она никогда не умирала. Когда мы перестанем сами у себя воровать и начнем с большим уважением относиться к себе и другим, то все начнет более или менее выстраиваться. Но пока мы этого не делаем, ничего хорошего не будет. Мы продолжаем довольно хамски относиться и к себе, и к другим.
– Ваша жизнь очень напряженная, как удается сохранять себя в такой хорошей физической форме?
– Все само по себе происходит. Мне интересно заниматься тем, чем я занимаюсь. Мне интересно жить. Поэтому делать ничего особенного не приходится для поддержания формы.
– Что бы вы нам пожелали?
– Я хочу дать совет: любите друг друга, пока вы здесь. Потом этой возможности не будет.
«Лицей» № 2 2008