IX международный фестиваль «Гиперборея» в Петрозаводске открылся двумя художественными выставками литовских художников.
Фестиваль по традиции открыли художники. На этот раз сразу на двух выставочных площадках Петрозаводска – в Городском выставочном зале и Медиа-центре «Vыход» работают выставки художников из литовского города Алитус. В Медиа-центре представлены акварели Беньяминаса Йенчиуса. За плечами художника, преподавателя техники рисования в художественном колледже, тридцать персональных выставок. Один из арт-критиков Петр Линник видит в акварелях Йенчиуса «утонченные цвета, которые вызывают эмоциональное напряжение». Но, по мнению одного из карельских художников, к которому позволю присоединиться, в эмоциональном смысле она не так сильна, как кажется сначала. Возможно, это ощущение возникает из-за особого рода цветосочетаний, но, без сомнения, Йенчиус виртуозно владеет техникой акварели и выставка будет интересна петрозаводчанам.
В Городском выставочном зале представлено творчество художников А. Швирмицкаса, Э. Гриниуса, В.Янкаускаса, В. Забиты и скульптурные работы С. Ламницкаса, Р. Дапкуса и Э. Дайнелиса. Судя по записям в книге отзывов, произведения литовских художников на некоторых участников вернисажа произвели очень сильное впечатление. Их работы, и в самом деле, живописные, мощные по цвету, не могли не ошеломить карельских зрителей, для которых серый цвет или монохромное состояние природы наиболее естественны: следует учесть, что по статистике в Карелии 60 солнечных дней в году.
Среди произведений гостей из Литвы есть такие, которые с удовольствием повесил бы у себя дома, такие, например, как «Первый снег» Арвидаса Швирмицкаса или некоторые из работ Витаса Забиты. На меня, впрочем, большее впечатление произвели работы Швирмицкаса, выполненные в смешанной технике. В них есть не только настроение, но и какой-то отклик на душевный запрос человека, живущего в современных сумасшедших ритмах. В этих нефигуративных композициях энергетика красочных пятен действует на душу исключительно положительно. Названия тоже говорят сами за себя: «Бесконечный разговор», «Начало цветения», «Воспоминание тающего льда», «Начало дружбы».
В работах Витаса Забиты больше трагизма и эмоционального напряжения. Жаль, что в экспозиции всего только два живописных произведения Видмантаса Янкаускаса. Они, несомненно, притягивают своей фантазией. Но некоторые откровенно эпатажные полотна Э. Гриниуса, их излишняя экспрессия, претензия на глубину понимания бытия, вызывают отторжение. И наоборот, несколько деревянных фигурок, как будто случайно попавших в соседство с живописными полотнами, обращают на себя внимание карельского зрителя, для которого дерево – материал вполне родной и знакомый. Образы святой Вероники и Христа Саулюса Ламницкаса – трогательны в своей искренности и простоте. В целом же выставка литовских художников, впервые показавших свои произведения в Карелии, без сомнения, станет событием культурной жизни северной республики.
Впереди самое главное событие фестиваля – конкурс ледовых скульптур, который стартует уже 12 февраля и на который ожидается приезд гостей из разных стран мира. Однако погода вносит свои поправки в заранее продуманный сценарий фестиваля: в связи с потеплением и отсутствием льда на Онежском озере, очевидно, в этом году не смогут показать себя рыбаки подледного лова и моржи. И все же программа «Гипербореи» разнообразна, насыщенна и включает в себя и многое другое: фестиваль камерной и хоровой музыки, гастроли Музыкально-драматического театра из Сургута и, конечно, заключительный, праздничный концерт с фейерверком.