{hsimage|Н. А. Ляпина, В.С. Лукьянов и Аня Журавлева ||||} Все участники чтений достойны поощрения, но особо следует отметить доклад девятиклассницы лицея № 13 Ани Журавлёвой «Узники оккупированного Заонежья. 1941 – 1945». Если о жизни в блокированном Ленинграде и оккупированном Петрозаводске мы смотрели фильмы и читали книги, то ужасы жизни в неволе, трагедия пылающих и тонущих в стылых водах ноябрьского Онего барж, на которых эвакуировались старики и дети, – это до сих пор почти неизвестная страница войны как в России, так и в Финляндии.
Нас, жителей Заонежья, в 1941-м руководители просто бросили на растерзание «лахтарей» (мясников) генерала Хяглунга, а сами вместе с домочадцами рванули на Пудожский берег. Лишь 6 тысяч человек смогли эвакуироваться, но около 20 тысяч остались в Заонежье осваивать «новый порядок» — под дулом автомата и палками полицаев.
После войны сбежавшие чиновники считали нас людьми второго сорта, нельзя было устроиться на хорошую работу или поступить в хорошее учебное заведение.
Фальсификация истории достигла невиданных размеров. Против горстки несчастных заонежских стариков выступает родное государство со всем бюрократическим аппаратом: Минсоцзащиты, суд, прокуратура, пенсионный фонд и прочие. Финляндия тоже не хочет признавать свои преступления и делает всё возможное, чтобы уйти от ответственности.
Если бы нормальный человек хоть раз присутствовал на судилищах по присвоению статуса бывшего несовершеннолетнего узника, его психике был бы нанесён непоправимый ущерб. А наши люди проходили эти судилища по 3 — 6 раз, а я как руководитель общественной организации не менее 500 — 600 раз прошел через них. Сейчас дело практически доведено до конца, но потрачено 12 лет жизни. Истина восторжествовала благодаря прокурору РК Герману Штадлеру, 200 человек вновь получили статус бывших несовершеннолетних узников.
{hsimage|Директор лицея № 13 Г.В. Васильева, Н.А. Ляпина с гостями чтений ||||} Настало время собирать камни. Что касается опроса, проведенного на «Нике+» в присутствии известных карельских историков Ю.М. Кивина и С.Г. Веригина, то могу сказать одно: приплыли господа! Почти половина участников опроса уверена: финские оккупанты – освободители! Так вот аукнулись в том числе те самые суды, действия соцзащиты, пенсионного фонда по лишению стариков статуса узников, когда цинично фальсифицировали историю (мол, вам при оккупантах неплохо жилось!), унижены люди, возродившие страну из руин и пепла.
Потому я преклоняюсь перед гражданской позицией молодой учительницы истории лицея № 13 Н.А. Ляпиной, исследующей с учениками тему бывших малолетних узников финских концлагерей, несмотря на то, что это не очень приветствуется в чиновных кругах. Многие чиновники не спешат расстаться со своей точкой зрения. Могу их по именам перечислить, пообщался вдоволь.
Аню Журавлёву хочется поблагодарить за нелёгкую и ответственную работу. Надеюсь, из неё получится настоящий историк-исследователь, а не сервильный подпевала.
Гости чтений, руководители ветеранских организаций, тепло поблагодарили участников чтений и директора лицея № 13 Галину Васильевну Васильеву за организацию чтений и теплый прием.