Культура

Под крылом у музея «Кижи»

{hsimage|Занятие в «Крестьянской избе» в детском саду ||||} За 17 лет около 800 тысяч детей и подростков приняли участие в проектах музея-заповедника «Кижи».

Эта впечатляющая цифра прозвучала на VII Республиканском научно-практическом семинаре по музейной педагогике «Музей – инновационная образовательная площадка». Еще один интересный факт: в последнее время в школьные музеи потянулись туристы.
В семинаре, посвященном 45-летию музея-заповедника «Кижи», приняли участие более 60 специалистов из Петрозаводска и 12 районов Карелии: сотрудники музеев, педагоги учреждений основного и дополнительного образования, специалисты Института повышения квалификации работников образования. Свой опыт представили ведущие музеи Карелии: «Кижи», Карельский государственный краеведческий музей, Музей изобразительных искусств РК. Среди участников семинара – сотрудники 8 муниципальных и ведомственных музеев и 20 школьных музеев, педагоги учреждений дошкольного и дополнительного образования.
{hsimage|Выставка студии «Кижская палитра» ||||} В течение трех дней прозвучали 36 докладов, посвященных  роли музеев в системе образовании  не только школьников, но и дошкольников. Кстати, впервые в подобных семинарах, проводимых «Кижами» (нынешний уже седьмой), участвовали, помимо школьных, еще и сотрудники дошкольных детских учреждений.
Завершал же семинар круглый стол,  участники которого  благодарили музей «Кижи» за то, что он взял школьные и  даже детсадовские музеи под свое крыло, хотя, как я поняла, совсем не обязан был это делать.
Поэтому первый вопрос, который я задала заместителю директора музея-заповедника «Кижи» по музейно-образовательной деятельности Людмиле Шиловой, был об этом самом «крыле».
Если коротко, ответила она,  так мы формируем себе актив. Если помните, в 90-е годы у нас в стране все развалилось, в том числе и музейная вертикаль,  пришлось учиться  работать в другой  плоскости, завязывать новые связи, устанавливать  новые контакты, искать более современные формы работы. Тогда же, в 1994 году, в музее-заповеднике «Кижи», в его структуре, был создан отдел музейной педагогики, сейчас это детский музейный центр, получивший сейчас отличную базу после завершения реставрации одного из музейных зданий в историческом квартале Петрозаводска на улице Федосовой.
И вот уже в течение 17 лет ДМЦ работает как новая организационно-правовая модель, реальная система взаимодействия двух важнейших социокультурных институтов общества – музея и школы. Опыт работы ДМЦ демонстрирует принципиально новый подход к решению задачи образования культурой, перехода от провозглашения объективных ценностей культуры к разработке методик, механизмов, технологий интерпретации, актуализации наследия и введению ребенка в мир культуры и музеев.
{hsimage|Круглый стол ||||} Уже давно завоевали популярность такие проекты для детей, студентов, педагогов, как «Детский музейный праздник «Кижи – мастерская детства», «Летний университет на о. Кижи», «Всероссийская летняя музейно-этнографическая школа на о. Кижи». В мае в День музеев в Петрозаводске финиширует очередной музейный марафон, инициатором которого выступают уже многие годы «Кижи». Но, что важно, каждый год расширяется круг партнеров «Кижей»,  и сегодня, кроме государственных музеев, таких как республиканский краеведческий, Музея изобразительных искусств,  среди них  практически и все школьные музеи столицы Карелии. За 17 лет в этих и других мероприятиях приняли участие около 800  тысяч (!) детей и подростков. Цифра, согласитесь,  впечатляет.
— Можно сказать, что в те годы, годы всеобщего развала, музей озаботился воспитанием  своей новой аудитории и продолжает заниматься этим на протяжении многих лет? — поинтересовалась я у Людмилы Васильевны. Конечно, можно, согласилась она.
Людмила Шилова считает, что сегодня нужно больше обращаться к ресурсу школьных музеев, который пока мало используется в учебно-воспитательном процессе школы. Более того, как отметили участники семинара, школьные музеи приобрели в последние годы и туристскую привлекательность.  Их с охотой посещают не только российские, но и иностранные туристы, а экскурсии часто ведут сами школьники.

Кстати, представительница Приладожья (к сожалению, не записала ее фамилию) говорила о том, что в последние годы на детские мероприятия в Кижах она уже возит детей участников первых кижских праздников, для которых даже спустя многие годы знакомство с шедеврами русской архитектуры  остается одним из самых памятных событий в их жизни. Да и могло ли быть иначе, если они видели  одно из чудес света.

Фото автора и  пресс-службы музея-заповедника «Кижи»