В Музее изобразительных искусств возродили сокровенный мир северной часовни.
{hsimage|Участники пресс-конференции: директор музея Н.И. Вавилова, кураторы выставки В.Г. Платонов (слева) и С.П.Ларионов ||||} 30 июня в Музее изобразительных искусств Республики Карелия открылась выставка "Сокровенный мир северной часовни. Иконопись, прикладное искусство, живопись, графика, фотография".
{hsimage| В.Г. Платонов проводит экскурсию для первых посетителей|right|||} О том, что наш Музей изобразительных искусств обладает уникальной коллекцией икон – около 2,5 тысяч — писали не раз. Часть их, правда, небольшая, находится в постоянной экспозиции. И вот сейчас музей предложил нам познакомиться не только и не просто с новыми своими сокровищами, но и прикоснуться к духовному миру северной деревни. 75 процентов икон, находящихся в коллекции музея и спасенных сотрудниками музея в прошлом веке во время научных экспедиций, из наших северных часовен. В начале ХХ века на территории Олонецкой губернии их было более 1700. Многие иконы, находившиеся в них, после закрытия храмов находились просто в ужасном состоянии и были спасены благодаря усилиям искусствоведов и возвращены к жизни реставраторами.
{hsimage|Cтаринный крест из известняка ( XV – XVI вв.) из часовни деревни Тулокса Олонецкого района Этот древний крест в позднейшее время являлся вставной сердцевиной деревянного креста и сохранялся в часовне как своего рода реликвия; ||||} …По этим залам нужно ходить не спеша, вглядываясь в лики святых и праведников, у которых молились наши предки, которым поклонялись, доверяли свои самые сокровенные мечты. Часовни (безалтарные храмы) были широко распространены на Севере, их строили даже в самых крошечных деревнях, у жителей которых не было средств на возведение храмов. А лики для часовен писали не только иконописцы (такие мастерские, «специализировавшиеся» на создание икон для деревенских часовен были и в Олонецкой губернии, в коллекции Музея изобразительных искусств находятся образа, написанные братьями Игнатием и Мокеем Пантелеевыми, имевшими свою мастерскую в Тубозере), но и сами крестьяне, имевшие, естественно, способности к живописи. Специалисты считают, что образ «Воздвижение креста» из часовни деревни Кибринаволок Пряжинского района (она представлена на выставке) принадлежит именно такому иконописцу-самоучке. Икона была найдена в регионе проживания карелов-ливвиков. Начертания надписей на иконе говорит о том, что автор не знал грамоты и копировал тексты с одноименной иконы. Эти особенности, а также наивный стиль исполнения и позволяют предположить, что писал образ кто-то из местных жителей.
{hsimage|Одна из авторских икон – «Преподобный Александр Свирский» из часовни деревни Кибитка Медвежьегорского района работы мастера Никифора Зорина||||} На часовенных иконах изображали святых и праведников, небесных покровителей той или иной семьи. А вот жители деревни Косельга Пудожского района, вероятно, не очень богатые, собрали в 1889 году средства и заказали иконописцу для своей часовни Святого Макария «коллективный» образ покровителей всех деревенских семей. Вкладная надпись гласит: «Сей образ написан в 1889 году в селении Косельга, написан сей образ всех святых во имя каждого дома хозяина и на всех прочих праведников в память нашим дедам и прадедам, чтобы они были усердны так, как их родители старались для часовни в угоду Господу Богу».
{hsimage|Икона «Воздвижение креста» из часовни деревни Кибринаволок Пряжинского района |right|||} Но выставка – это не только экспозиция икон, в которой музейные экспонаты дополняют образа из личной коллекции известного петрозаводского собирателя В. П. Ершова. Здесь представлены и предметы убранства часовен, фотографии многих известных памятников архитектуры, выполненные в первую очередь известным фотографом Б.П. Бойцовым, картины карельских художников, пейзажи которых включали изображения местных часовен. Несмотря на то, что музей обладает уникальной и богатейшей коллекцией икон, а может быть, именно потому, ее устроители работали над экспозицией почти год, тщательно отбирая каждый экспонат. И судя по первым отзывам посетителей вернисажа, их работа увенчалась успехом.
{hsimage|Уникальная резьба – распятие XVII века из часовни святого Василия Великого деревни Горская Мельница Медвежьегорского района ||||} Известный карельский архитектор Вячеслав Петрович Орфинский в книге «Логика красоты» (издательство «Карелия», 1978 год) так описал встречу представителя совсем другой культуры с миром наших северных храмов:
«Помню в 1960-х годах мы побывали в Кижах с известным американским архитектором Луисом Каном – родоначальником одного из течений в современной архитектуре – структуризма. Неподвижное как маска лицо маститого зодчего, повидавшего на своем веку и Афинский акрополь и руины античного Рима, не изменилось и при виде великолепного погоста, с которым он уже был заочно знаком. Но вот мы приплыли в Подъельники – и произошло чудо: пожилой человек, как мальчишка, захлопал в ладоши. И было от чего – часовня преподала нам наглядный урок потрясающей образности архитектурного языка, состоящего, казалось бы, из совсем незамысловатых слов-метафор…».
Произошло действительно чудо: маленькие деревенские храмы, созданные местными мастерами, воспринимаются сегодня как подлинные шедевры народной архитектуры.
{hsimage|Икона «Избранные святые» из часовни святого Макария Желтоводского и Унженского деревни Косельга Пудожского района|right|||} В последние годы в России возрождаются храмы, в том числе и часовенные приходы, и верующие ставят вопросы о возвращении почитаемых еще предками икон на родные места. Те же иконы, которые находятся в коллекции Музея изобразительных искусств, изъяты не из действующих храмов, ученые буквально спасли их от гибели, а реставраторы вернули к жизни. И все же…
{hsimage|Участник вернисажа – камерный хор "Свирь" ||||} Один из кураторов выставки, заместитель директора Музея изобразительных искусств В.Г. Платонов согласился, что вопрос этот из числа больных. Но в нашем конкретном случае, в Карелии, считает Владимир Георгиевич, существует взаимопонимание между искусствоведами и представителями Олонецкой епархии. Например, когда была восстановлена уже в наши дни часовня в Пяльме, иконы из которой находятся в Музее ИЗО и часть которых представлена на выставке, местные верующие обратились в музей с просьбой вернуть образа. Но компромисс был найден: современные иконописцы создали копии старинных икон, которые были освящены в епархии и у которых сегодня молятся жители поселения. А подлинные исторические образа остались в музее, в котором созданы все условия для их сохранности, а значит, их смогут увидеть и наши дальние потомки.
{hsimage|Картина художницы Екатерины Пеховой «Карельский погост» |right|||} У замечательного русского художника ХХ века Виктора Попкова есть картина, которая так и называется – «Северная часовня». Подросток стоит на пороге старинной часовни, за ним – деревянные избы деревни, бегущие по светлому северному небу облака, а перед ним – таинственный, чуть сумеречный мир храма с древними образами и росписями. Он чуть-чуть помедлил на пороге, но еще минута и переступит порог… Попков удивительно чутко и верно передал впечатления человека ХХ века от встречи с незнакомым, но не чуждым нам и таким притягательным миром – сокровенным миром северных часовен. Этот мир сегодня возродили в самом центре современного Петрозаводска – в Музее изобразительных искусств.
Фото автора