Как вы думаете, по каким признакам можно объединить в один ряд такие предметы, как старую металлическую отливку, рукописный стихотворный сборник бывшего уголовника и совок для сбора ягод? Объединить можно, если они – музейные экспонаты. В нашем же случае есть и другой признак: все три названных предмета плюс еще один рукописный сборник военных песен участвовали в номинации «Экспонат года» XII Республиканского конкурса «Музей года-2014».
Все по порядку. В Национальном музее РК на прошлой неделе состоялся традиционный совет директоров муниципальных музеев, он проходит несколько раз в год, но декабрьский итоговый. На нем обсуждаются результаты работы, задачи на следующий год. Могу сказать, что совет прошел традиционно: хотя уходящий год был объявлен в России Годом культуры, особых перемен он не принес. Но за круглым столом никто особенно не жаловался. Может быть, потому, что наступающий год обещает, судя по поступающей информации, быть весьма и весьма непростым именно для работников культуры. Все уже знают: расходы из бюджетов всех уровней – от федерального до поселкового – урезаются в первую очередь на культуру.
Но главная интрига заключительного годового совета директоров – конкурс «Музей года». В этом году в нем приняли участие 11 муниципальных музеев и впервые один ведомственный, представившие 36 проектов. Рекорд за все годы существования конкурса. Определяло же победителей профессиональное жюри, в которое входили сотрудники Национального музея и музея-заповедника «Кижи», представители Министерства культуры РК. Скажу сразу, что для одних их решения стали приятной неожиданностью, для других некоторым разочарованием. Но это была оценка профессионалов профессионалами.
Я начала свой рассказ с дебютной номинации – «Экспонат года». Но конкурс начался с другой – «Экспозиция». Потому что, по мнению работников музеев, экспозиции – это то, что видим мы, посетители, то, что определяет лицо музея. И я очень рада, что оценка жюри совпала с моим личным впечатлением: для меня настоящим открытием стало представление на конкурсе Куркиёкского краеведческого центра – арт-пространство «Курки», на котором сотрудники центра в рамках проекта «Калитка в Карелию» попытались восстановить уже утраченную культуру журавлиной изгороди.
К центру примыкает площадка площадью около двух гектаров. Ее расчистили, скосили травы, из высушенного сена сметали стожки сена, а между ними разместили фрагменты традиционной когда-то, но ныне редко встречающейся карельской изгороди – журавлиное крыло. Главным же экспонатом стал приготовившийся к полету журавль Курки, сделанный из таких же заборных жердей. Автором арт-объектов является Надежда Бахметьева, она и представляла свой центр на конкурсе. А так как Куркиёки находится на федеральной трассе Санкт-Петербург – Сортавала – Петрозаводск, надо ли говорить, что для многих именно эта экспозиция – арт-пространство – стала калиткой в Карелию.
Забегая вперед, скажу, что куркиёкцы победили еще в одной номинации – «Издание». К сожалению, отсутствие средств не позволяет муниципальным музеям более активно заниматься издательской деятельностью, как хотелось бы и им самим, и нам всем. На мой вопрос, откуда деньги, ибо буклет выполнен действительно на очень высоком и художественном, и полиграфическом уровне, Надежда Бахметьева ответила: «От Благотворительного фонда «Куркиёки» и спонсоров». Кстати, как я нашла в буклете, председателем попечительского совета Благотворительного фонда «Куркиёки» является М.И. Петрова, директор Куркиёкского краеведческого центра. Признаюсь, мне очень захотелось побывать там, особенно когда узнала, что археологи называют это старинное поселение маленькой Троей.
Но основой любой экспозиции является коллекция, так как выставка формируется из тех предметов или объектов, которые находятся в фондах музея и которые постоянно пополняются. Лучшей стала коллекция естественной геологии Регионального музея Северного Приладожья.
Самое большое число участников было в номинации «Лучший проект патриотической направленности», которая впервые появилась в конкурсе только в прошлом году. И хотя понятие «патриотизм» предполагает выражение любви к своей Родине не только в годы испытаний, все же военная тема была здесь лидирующей – чувствуется приближение 70-летия Великой Победы. Не сомневаюсь, что в 2015-м именно эта дата будет определять тематику многих выставок и проектов. Жюри назвала лучшим проект олончан – «По праву памяти», который представляет собой цикл встреч в Олонецком национальном музее карелов-ливвиков им. Н.Г. Прилукина. Встреч представителей разных поколений, тех, кто войну знал и кто не знал.
Музейные образовательные программы – особый разговор, без них просто не существует ни одного современного музея. Причем, подразумевается здесь не только детская аудитория. Хотя победителями в этой номинации и стали два проекта, предназначенные именно для детей. Первый – «Особенным детям – особенные сказки» Музея Кондопожского края. О нет, никто не сочиняет новые сказки, просто музейные работники помогают детям с ограниченными возможностями здоровья, как и миллионам их здоровых сверстников, познать всю красоту русской сказки, русского фольклора. Кстати, используя для этого уже существующие в музее экспозиции. Такие, скажем, как «Новый дом кондопожской игрушки». Если кто не знает, напомню: в прошлом веке в Кондопоге была фабрика игрушки. Сама школьницей ездила туда с классом на экскурсию из Петрозаводска. В 90-е годы посчитали, что игрушки можно завозить из Китая, обходится дешевле, чем содержать целое предприятие. Фабрики не стало, но игрушки, родившиеся когда-то в ее цехах, сохранились – в музее, в семьях кондопожан. Так появилась экспозиция, интересная не только детям, но и взрослым. Для кого-то это часть его жизни.
В этой номинации определили не только победителя, но наградили дипломом еще один музей – костомукшский, который участвовал в конкурсе всего-то в одной номинации с проектом «Школа «Маленький этнограф» – для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Регулярно, в течение года, они приходят в музей на самые разнообразные занятия, в том числе творческие. Станут ли, когда вырастут, этнографами? Трудно сказать, большинство, конечно же, нет. Но вот что музей готовит своих будущих посетителей – однозначно.
Два победителя и в номинации «Исследования» – это та самая подводная часть музейного айсберга, которую мы не видим: исследования на темы «Деревни Выгозерья» Сегежского музейного центра и «История сортавальского спорта» Регионального музея Северного Приладожья.
Но вернусь к номинации, с которой начала свой рассказ, – «Экспонат года». Мне сказали, что она вызвала сомнения – включать или нет ее в конкурс? На мой взгляд, это самая профессиональная номинация – на умение музейного работника увидеть в обычном для обывателя предмете тайну, а, разгадав ее, сделать из нее маленькую – или большую –сенсацию. Которая, в свою очередь, позволит сделать этот экспонат «гвоздем», на которую потом можно «повесить» не одну экспозицию. А значит, ее заходят увидеть, о ней будут говорить, за нею придут в музей. Два примера.
Рукописная книга стихов М. Пронина «Водораздел. Маленький городок» попала в Сегежский музейный центр из семьи… чекиста, которому подарил эту книгу бывший беспризорник и уголовник. Судьба свела их на Белбалтлаге, где один трудился в системе ГУЛАГа, а второй отрабатывал свой срок.
Автор другого рукописного же сборника, тоже книги стихов, Иван Зайцев в 17 лет ушел на фронт. Войну закончил в Германии, там и записывал в обычную тетрадь, ставшую реликвией, стихи. Среди 38 стихотворений – «Жди меня, и я вернусь» К. Симонова, новые тексты на мелодии популярных песен военных лет. К знаменитой «Катюше», например, имеется даже примечание: «Германия 18.VII-45. 2 часа ночи, время дневальства: «Расветало небо голубое, Над окопом шелестит трава, и поет боец на поле боя Про Катюшу новые слова…». Этот сборник в Региональный музей Северного Приладожья попал из семьи самого автора, который, вернувшись с войны, более 30 лет работал в милиции на транспорте. Два факта, две судьбы, две эпохи одной страны. И какие можно сделать выставки!
А теперь о главном. Музеем года-2015 призван Музей Кондопожского края. Он получил памятный кубок и премию в размере 40 тысяч рублей. Согласитесь, сумма по нашим временам более чем скромная. Но эти средства пойдут на приобретение оборудования, создание новых экспозиций. На приобретение новых экспонатов, хотела бы написать, но остановилась. На это средств у музеев уже давно нет. При этом фонды пополняются постоянно. Очень часто новая выставка служит своеобразным толчком – люди, даже без просьб сотрудников музеев, начинают сами нести семейные реликвии, старинные вещи и предметы, понимая, что в музее всё это не только обязательно сохранят, но и сберегут память о тех, кому они принадлежали. На конкурсе определялся только победитель, но в неофициальном зачете следовало бы отметить победителя конкурса Музей года-2013 – Региональный музей Северного Приладожья, который в этом году участвовал в семи номинациях, больше других, и в трех из них был признан лучшим, что свидетельствует об уровне и качестве работы.
В последние годы, как пишут социологи, стал расти интерес к музеям, а значит, и поток посетителей. Зачем люди ходят в музей, что их тянет туда? Этот вопрос я задала музейному профессионалу Елене Михайловне Корниченко, главному хранителю фондов Регионального музея Северного Приладожья. Именно так называется номинации, в которой она признана победителем с присуждением малого кубка и премии в 10 тысяч рублей. В будущем году Елена Михайловна отметит юбилей: 25 лет назад, после окончания исторического факультета ПетрГУ, она пришла работать в музей, сначала в Беломорске, а с 1993 года – в Сортавала.
– У каждого – свое, – ответила Елена Михайловна. – Кого-то привлекает музейная тишина, дающая возможность остаться наедине с собой, посмотреть, подумать. Кого-то притягивает сам музей. Мы хорошо знаем их, видим в музее на каждой новой выставке, мероприятии, они уже наши, музейные. Им интересно все. Как и детям – самым благодарным посетителям, участникам. Стараются побывать у нас гости города, туристы. Для них музей – его визитная карточка, из которой можно получить сведения обо всем, что их интересует.
Пока несколько часов шла презентация конкурсных проектов, у меня вдруг создалось впечатление, что здесь, в зале Благородного собрания Национального музея, на моих глазах рождается своеобразный, скажем так, виртуальный музей. И какой! У меня нет возможности хотя бы коротко рассказать обо всех проектах, экспозициях, выставках, презентация которых состоялась в тот день. Я оценивала по-своему: интересно мне или нет. Мне было интересно, о многом я узнала впервые, что-то меня заинтересовало профессионально.
Но вот мероприятие кончилось, все стали расходиться и… мозаика виртуального музея распалась. К счастью, не безвозвратно: части ее остались – в каждом из 11 музеев, представители которых приехали на конкурс.
Сегодня музеи все еще в поиске своего места и роли в жизни нового общества, сложившегося в XXI веке в нашей стране. Они стремятся быть востребованными, готовы для этого поделиться своими буквально несметными сокровищами. В отличие от нас они знают им цену. Но вот к чему они никогда не стремились, это стать частью шоу-бизнеса. Может быть, по той причине, что богатства у них разные?
Фото Куркиёкского краеведческого центра, автора и пресс-службы Национального музея