Вторая встреча в Центре педагогических новинок показала: если наши учителя и бедны, то только не идеями. Они хотят не просто учить – а так, чтобы самый скучный материал сделать простым и даже захватывающим. Причем сами становятся похожими на детей – глаза сияют, фантазия не знает границ. Разве не о том же – не об учении и обучении с увлечением – думали наши великие педагоги?
У центра, об открытии которого мы сообщили публикацией «Как школьнику понять биосинтез белка?» («Лицей», № 1 за этот год) еще нет даже своего помещения, зато реально сделанного хватает. Обычно, как мы знаем, бывает наоборот. Заседание 21 февраля подтвердило, что когда есть желание что-то сделать, никакие трудности не остановят.
Этот центр создан настоящим подвижником образования Владимиром Малегиным при поддержке министра образования Карелии Александра Селянина. Он задуман как механизм реализации оригинальных придумок и наработок, которые должны помогать школьникам усваивать учебный материал.
На сей раз на заседании, вновь прошедшем на гостеприимной территории 9-й петрозаводской школы, было представлено 7 оригинальных наработок и идей.
Александр Ильич Чередниченко специально приехал на заседание из Костомукши! У него здравая идея, от которой до сей поры чиновные люди отмахивались. Он предлагает силами аттестованных тренеров проводить в школах мастер-классы – дважды в неделю на уроках физкультуры в течение месяца. Причем тренеры готовы это делать на общественных началах! Тем самым и детей будут привлекать детей к спорту, и тренеры присмотрят талантливых воспитанников.
– Почему Александр Ильич обратился к вам? – спрашиваю у Малегина.
– В школы его без санкции не пускают. Наш же Экспертный совет, состоящий из опытных педагогов, высказал поддержку начинанию Александра Ильича.
Известный наш педагог Галина Степанова представила многофункциональный игровой стенд – это тренажер, готовящий ребенка к школе. Можно им пользоваться с двух лет. Экспертный совет предложил создать творческую группу из опытных учителей начальной школы для доработки модели.
Сам Малегин показал индивидуальный тригонометр. Некоторые учителя уже с ним работали, и по оценке Зои Тимофеевны Пахомовой из школы-интерната № 21 он здорово помогает на уроке. Экспертный совет рекомендовал изготовить 50 опытных экземпляров для испытания в школах. Педагоги-математики просят сделать еще и демонстрационный тригонометр. Другие идеи Малегина – простейшие инструменты для дошкольников: деревянные палочки для воспитания ритма и шарнирный многоугольник, дающий понятие малышу о геометрической фигуре. Будут выпущены опытные партии по 100 экземпляров каждая.
С помощью гончарного круга, предложенного Татьяной Алексеевной Симоновой, дети изготавливают различные глиняные фигурки. При этом у них заняты и руки, и ноги, что благотворно сказывается на ребенке с ограниченными возможностями, помогает в его реабилитации. Гончарный круг годится и для детей с девиантным поведением.
Одобрено предложение Л. Кузьмина использовать филателию в расширении кругозора школьника. В школе № 34, например, это поможет познакомить с войной 1939 года.
В экспериментальной лаборатории Центра педагогических новинок будет также изготовлено 30 экземпляров набора конструктора для моделирования геометрических фигур по математике – его придумала уже известная по первому заседанию завуч школы № 34 Галина Белова.
Следующее заседание Центра педагогических новинок пройдет предположительно 24 марта.
Контактный телефон Центра педагогических новинок: 8 911 419 27 52, Владимир Дмитриевич Малегин
Фото Натальи Тодуа
"Лицей" № 3 2008