Образование, Школа и вуз

Каждому ребенку – друга, каждому ребенку – увлечение

PREVENTПедагоги обратили внимание на тех детей, которые, может быть, и не вызывают обычного беспокойства: живут своей отдельной жизнью, в делах не участвуют, ничего не просят.

Завершается международный проект «Профилактика социальной эксклюзии в школах Финляндии и Карелии».

В последнее время мы часто читаем и слышим о проектах в образовании. Это и мода и, похоже, устоявшийся и перспективный формат, например, для внедрения образовательных инноваций. Однако нередко бывает «проекты отдельно – жизнь отдельно». И не ясно тогда даже его участникам: что это было и зачем? Моя личная проектная история довольно большая. Есть в ней проекты федеральные и международные, масштабные и маленькие, длительные и короткие (в один день). Среди этого множества хочу представить последний проект, потому что отношу его к очень нужным и важным для современного образования.

Международный проект «Профилактика социальной эксклюзии в школах Финляндии и Карелии» (Developing cross-border knowhow on the prevention of social exclusion of children and youth PREVENT) начался в 2012 году по инициативе ученых университета Оулу (Финляндия) и специалистов международного отдела Карельской педагогической академии (после реорганизации КГПА он был подхвачен Петрозаводским университетом).

Кроме ученых двух университетов, сотрудников Центра диагностики и консультирования РК, в проекте участвовали по четыре школы от каждой стороны – по две городские и две сельские: руководители школ, социальные педагоги, практические психологи, классные руководители, тьюторы (Финляндия), а также дети 10-ти и подростки 13 лет и их родители. Карельские школы-участники: лицей №1 и основная общеобразовательная школа №20 из Петрозаводска, Шуйская средняя общеобразовательная и средняя общеобразовательная школа пос. Чална-1 Прионежского района.

Участники проекта
Участники проекта

Сейчас наш проект подходит к завершению, настало время собрать все ценное – все золотые зерна его сухого остатка. Эти зерна могут быть посеяны и затем прорасти не только на пользу участников проекта, но и на благо других коллег – ученых и педагогов, а главное, наших учеников и воспитанников.

Несколько размышлений о ценностях нашего проекта.

Об эксклюзии как явлении в школе. Эксклюзия – понятие, которое для многих участников проекта, особенно для практиков, было новым и побудило их к поиску ответа на очевидный вопрос «Что это?». Вопрос был простым – ответ оказался сложным.

Эксклюзия – это исключение ребенка или подростка из школьной жизни, его отчуждение от обычного нормального общения со сверстниками и даже с педагогами, от событий школы и класса, которые порождают множество личностных проблем и делают школьные Детство и Юность неполноценными, несчастливыми.

Оказывается, такое может быть и в благополучной школе, где учатся дети чадолюбивых родителей, и в школе социально проблемного микрорайона или сельского поселения. Социальные психологи и социологи объяснят школьную эксклюзию законами развития социальной группы и общества. Педагогу же важно знать, что оно есть, и сделать все возможное, чтобы предупредить его в отношении конкретного ребенка – Васи или Наташи, Seppo или Aino. К сожалению, эксклюзия или отчуждение – это то, до чего у массы учителей пока «руки не доходят».

 

О разнообразии аспектов и субъектов. Несомненной ценностью нашего проекта является разнообразие его участников, которое позволило рассмотреть эксклюзию с разных сторон и вскрыть ее различные аспекты – признаки, причины, следствия…

Проектной деятельностью занимались ученые – социологи, психологи, педагоги университетов и педагоги-практики. Целевая группа проекта – дети и подростки 3-х классов (сейчас 5-х) и 7-х классов (9-х), которые специалистами определяются как трудные, переломные периоды. Естественно, ученые получили информацию для обобщений и продвижения научного знания, но приоритет проекта – это практико-ориентированность, нацеленность на помощь конкретному ребенку через профессиональную деятельность педагога.

 

О счастливых случаях проекта. В проекте школьные педагоги пробовали организовать школьную жизнь (класса и школы) так, чтобы каждому ребенку и подростку в ней нашлось свое достойное место. Немало хорошего, нужно сказать, получилось. Причем, каждая из восьми школ-участниц искала и обнаружила свое оригинальное решение в профилактике и преодолении эксклюзии.

Участники проекта в Шуйской школе
Участники проекта в Шуйской школе

Карельские школы. Шуйская школа – через насыщенную внеурочную деятельность и школьное самоуправление, СОШ поселка Чална-1 – через активные формы военно-патриотического воспитания и школьную театральную студию, СОШ №20 – через сопровождение инклюзии и через сотрудничество школы с социумом микрорайона, лицей №1 – через работу школьной социально-психологической службы и привлечение возможностей родителей.

Финские школы. Следует отметить, что наши финские партнеры в отличие от нас предпочитают «лучше меньше да лучше». Они не стремятся к большому количеству мероприятий, а делают простые, но очень важные для детей события. Школы Оулу и его сельского окружения провели и показали такие дела/события: «День рождения класса» как время узнавания детьми друг друга при переходе с одной ступени на другую; «Learning-kafe» – неформальная форма родительского собрания; «Кафешка» – интерактивная деловая игра для всей начальной школы; педагогическая работа с детьми под девизом «каждому ребенку – друга, каждому ребенку – увлечение» и многое другое.

 

Счастливые случаи проекта – это как минимум 16 детей (каждая школа описала по два таких случая), находившихся в состоянии эксклюзии или в пограничном ему состоянии. Для них педагоги создавали ситуации успеха, их они открыли для себя и коллег, для одноклассников и для самих детей/подростков, – им смогли помочь.

 

О педагогической рефлексии и самоанализе. Проект побудил и даже заставил школьных педагогов посмотреть с иной стороны на свою привычную, кажущуюся порой перегруженной и самоотверженной, деятельность. Они обратили внимание на тех детей, которые, может быть, и не вызывают обычного беспокойства: живут своей отдельной жизнью, в делах не участвуют, ничего не просят… Сменился ракурс восприятия ребенка, который, наоборот, всегда беспокоит: дерзит взрослым, ссорится и дерется с одноклассниками, который отторгается окружающими. Такого ребенка, хоть он и громко кричит, часто не слышат ни в школе, ни дома. Практики задумались о своем профессионализме: вижу ли я, понимаю ли таких детей? правильно ли поступаю по отношению к ним? могу ли помочь такому ребенку? как?

 

Надеюсь, что у читателя не возникло впечатление, что в школах-участницах проекта все проблемы решены, а исследование эксклюзии закончилось. Пожалуй, все с точностью до наоборот: в этих школах проблему заметили (как в других?) и начали решать, а исследователи обнаружили такое количество лакун, что работы здесь хватит еще надолго…

Готовящийся Toolbox (пакет материалов) нашего проекта, как смеем желать, станет подспорьем учителям и родителям, чтобы не допустить/предупредить, чтобы преодолеть/прекратить эксклюзию в школе.

Резюме. Такие проекты как PREVENT очень нужны – крайне необходимы в образовании, прежде всего, для того, чтобы Детство в школе было безопасным и счастливым, таким, каким ему и полагается быть.

 

Зинаида Ефлова
Зинаида Ефлова

Об авторе: Зинаида Ефлова — кандидат педнаук, заведующая Лабораторией теории и практики развития сельской школы Института педагогики и психологии ПетрГУ, эксперт проекта «PREVENT»