Принцип, который исповедуют медики всего мира, должен быть применим к уникальным памятникам культуры.
Случайно или нет, но буквально накануне заседания рабочей группы Общественного совета музея-заповедника его пресс-служба разослала пресс-релиз о награждении «Кижей» дипломом Международного фестиваля «Зодчество’14» за «актуальное прочтение своеобразной северной деревянной архитектуры». Вместо поздравлений несколько членов Общественного совета обратились с письмом к председателю Союза архитекторов РФ, в котором высказали свое несогласие с этой оценкой.
Дело в том, что дипломом фестиваля была награждена уже печально известная причальная зона на острове, которая вызвала негативную реакцию ЮНЕСКО, выраженную в Отчете консультативной миссии ИКОМОС о Кижском погосте с 1 по 7 июля 2014 года. Хотя, если подумать, одно не противоречит другому. На фестивале оценивали только архитектурные достоинства новодела на кижском острове. ЮНЕСКО, отказавшись давать оценку новоделу, выразило свое несогласие с тем, каким образом он там появился.
И хотя на июльском заседании Общественного совета по управлению объектом Всемирного наследия «Кижские погост» директор музея Андрей Нелидов рассказывал о том, что в приватных беседах эксперты положительно отзывались о новых объектах в причальной зоне, официальная оценка оказалась иной. Миссию совершенно не убедили доводы руководителей музея – ни о предстоящем юбилее Преображенского храма и приезде на остров большого количества высоких гостей, которых нужно было встретить достойно, ни то, что инвестор, выделивший средства на новые строения, появился совершенно неожиданно и нужно было срочно решать вопрос о строительстве, ни то, что не сумели, мол, найти связь с миссией, чтобы предупредить о грядущих изменениях на заповедном острове. Вердикт ЮНЕСКО был четким и не допускающим иного толкования: новое строительство на острове допустимо только после согласования с ЮНЕСКО, ибо речь идет об уникальном объекте Всемирного наследия.
Причальная (входная) зона музея-заповедника «Кижи» уже давно является его головной болью. Настоящий «шанхай», сформировавшийся из разнокалиберных ларьков и палаток, не украшал остров, не делал чести музею. Андрей Нелидов образно назвал его «социалистическим маразмом». Проекты реконструкции входной зоны не раз подавались в ЮНЕСКО еще при прежнем руководстве музея и… не утверждались, у экспертов были вопросы. ЮНЕСКО было готово согласовать проект только при условии устранения всех замечаний и вопросов. Однако попытка нового руководства музея решить проблему, не обращая внимания на требования международной организации, надеясь, что прикрытие – 300-летие Преображенского храма – окажется более чем надежным, породило новый вопрос: что же хуже (для Кижей, естественно) — социалистический маразм или капиталистический беспредел? Ответ экспертов миссии ЮНЕСКО четкий: и то, и другое.
Не собираюсь утверждать, что заседание рабочей группы Общественного совета, которое состоялось в музее-заповеднике «Кижи» 23 декабря, стало результатом новой волны общественного возмущения, вызванного опубликованием отчета миссии ИКОМОС и сообщением о награждении причальной зоны. Соглашусь, что это совпадение. Впрочем, в результате чего оно состоялось, совершенно неважно. Главное, что там наконец-то состоялся предметный и конкретный разговор: архитектор музея Владислав Куспак не просто довел до сведения участников встречи новые проектные эскизы двух зон острова — приема теплоходов и грузопассажирского причала, но и пригласил их к обсуждению эскизов проектов.
Надо сказать, уже первые наброски, которые должны определить направление дальней работы, вызвали неоднозначную реакцию участников рабочей группы. Наиболее точно их сформулировал известный в Петрозаводске архитектор Сергей Ициксон: говорить об архитектуре, которая предпочтительна для установки в таком месте, как остров Кижи, пока не приходится. Его замечания касались, во-первых, излишней урбанизации входной зоны – площадь мощеной территории здесь слишком велика, что было бы естественно в городе, но не в Кижах. Он обратил внимание на несоответствие масштаба планируемых для строительства во входной зоне зданий, что поддержал и архитектор Вячеслав Орфинский, назвав это несоответствие главным недостатком представленных эскизных предложений.
Наконец, не была представлена увязка входной зоны с основным комплексом Кижского погоста. На необходимость чего, кстати, обратили внимание эксперты ЮНЕСКО: «Все строительные проекты должны быть разработаны с учетом адекватной оценки их влияния относительно непосредственного и кумулятивного воздействия на выдающуюся универсальную ценность объекта, а также учитывать вопрос охраны окружающей среды». Проще говоря, главные объекты – кижские храмы, ни одно строение на острове не должно спорить с ними. Участники совещания говорили также о существующих рисках утраты на острове исторического ландшафта.
Возникла некоторая дискуссия вокруг материалов, из которых предполагается возвести здания во входной зоне. По мнению Сергея Ициксона, это не обязательно должно быть дерево, важнее в возводимых объектах найти нужную пропорцию между традицией и современностью. Это очень трудно, но надо искать. А главное, постройки во входной зоне не должны восприниматься как единый ансамбль с храмами Кижского погоста.
Мне запомнился телерепортаж из Эрмитажа: хранитель не только с особой бережностью буквально прикасался к уникальным экспонатам, он каждый раз надевал чистые белые перчатки. Вот такого отношения требуют сегодня международные эксперты к нашим Кижам, признавая их уникальность и то особое место, какое они занимают и в культуре Русского Севера, и в целом в русской культуре. Может быть, следует подумать о том, какую функцию должны выполнять здания и сооружения, которые предстоит возвести во входной зоне?
Признаюсь, оживленная дискуссия о том, сколько мест должно быть в будущем конференц-зале на острове (может, этак мест на 300 – слава богу, что речь уже не идет о конгресс-холлах) вызвала лично у меня закономерный вопрос: а зачем собирать на заповедном острове семинар или симпозиум, пусть даже международный, если тема их не имеет никакого отношения к памятнику истории и культуры? Самое крупное до сих пор мероприятие, проводимое музеем-заповедником «Кижи», – Рябининские чтения – с большим успехом и комфортом проходят в Петрозаводске. А целый день, который его участники проводят на острове, по их же признанию, оставляет у них неизгладимое впечатление и от острова, и в целом от семинара.
Первый заместитель директора музея-заповедника «Кижи» Дмитрий Луговой пояснил, что нынешнее заседание рабочей группы – только начало весьма длительного процесса, который включает окончательную доработку проекта, его широкое обсуждение, в том числе и на Общественном совете, и, наконец, согласование его с ЮНЕСКО. И только после одобрения проекта экспертами на острове начнется реконструкция причальной зоны. Поэтому следующее заседание рабочей группы запланировано на конец января-начало февраля 2015 года. Инициативу музея можно только приветствовать. Но ведь это именно то, чего добивался Вячеслав Петрович Орфинский, другие члены Общественного совета. Разве не так?
Академик Орфинский попробовал завести разговор на заседании рабочей группы и об отсутствии в музее плана управления объектом всемирного наследия, очень важного документа. Он также сейчас находится в стадии доработки, так как прежний вариант не прошел согласование в ЮНЕСКО. Что не устраивает международных экспертов? В Отчете консультативной миссии ИКОМОС этого года претензия сформулирована очень четко: «…основной целью плана является увеличение объема туристов, а не обеспечение сохранности объекта и определение способов минимизации негативного воздействия на объект всемирного наследия».
Фото Натальи Мешковой и Алексея Владидимирова