Наука в лицах

Своя колея Галины Елиной

 
{hsimage|Галина Елина, ученый с мировым именем ||||} Кажется, что все открытия уже совершены. На самом деле Земля хранит еще много тайн. А болота хранят не только свои тайны, но и тайны всех событий, происходивших в окружающей природе в течение последних 10-11 тысяч лет. Раскрытию этих тайн посвятила свою жизнь ученый, путешественник, исследователь Галина Андреевна Елина.
   
Немало ученых мирового уровня работали в Карелии с начала XIX века, но лишь немногие из них родились на ее земле. Г.А. Елина – блестящий ученый, заслуженный деятель науки России и Карелии, лидер  карельской школы болотоведения, принадлежит к плеяде ведущих российских ученых,  внесших большой вклад в развитие современной науки о растительности и палеогеографии.
 
Галина Андреевна – коренная петрозаводчанка. Она родилась в Петрозаводске 29 ноября 1929 года. Ее род прослеживается с основания города. Предок ее матери боярин Печорин попал в опалу к Петру 1 и был сослан на Петровские заводы в начале XVIII века. По мужской линии этот род сохранился до наших дней.  Галина Андреевна была дружна со своими двоюродными братьями Печориными, особенно с Анатолием – морским офицером, жившим в Ленинграде. Мать ее принадлежала  к другому известному в Петрозаводске роду Павинских, внесшему большой вклад в развитие школьного образования.
Родители Галины Елиной были творчески одаренными людьми. Отец – ученый-агроном, автор очень смелого проекта преобразования Олонецкой низменности в житницу Карелии. К сожалению, проект не был осуществлен, а автор его только чудом избежал репрессий 30-х годов, но занимаемой должности лишился. Впоследствии он преподавал в Петрозаводском университете.  После 40 лет  увлекся живописью и оставил дочерям в наследство несколько пейзажей, написанных маслом. От отца  Галина Андреевна унаследовала умение рисовать, которое ей очень пригодилось в работе.  Мать  обладала красивым и сильным меццо-сопрано, выступала в местных хорах в качестве солистки и даже в старости пела в хоре ветеранов.
О школьных годах Галины Елиной мне ничего неизвестно, их прервала война, эвакуация, реэвакуация. Но училась она, вероятно, хорошо, раз уже в 17 лет окончила школу (в то время школу кончали в 18-19 лет). Она поступила в ПГУ на биофак и специализировалась по кафедре геоботаники. Кафедрой в то время заведовал легендарный полярный исследователь профессор Б.А. Тихомиров. Он заметил бойкую и смышленую студентку, опекал ее в годы учебы. Он же рекомендовал ее в первую экспедицию.
 
Это было изучение лугов Калининградской области,  работой которой руководила известный луговед, сотрудник отдела геоботаники Ботанического института им. В.Л. Комарова Е.П. Матвеева. Именно там Галина Андреевна впервые познакомилась с методами маршрутных полевых геоботанических  исследований, училась делать описания растительных сообществ, закладывать экологические профили, брать укосы для определения урожайности луга и т.д. Со временем Е.П. Матвеева написала книгу о лугах советской Прибалтики и защитила докторскую диссертацию.  В этой работе была и маленькая частичка труда Галины Елиной.
{hsimage|В экспедиции на северо-западе Карелии. Маршрут на болото Сулка-суо. Г.А. Елина,  О.Л. Кузнецов  и  студент Калининского политеха ||||} После окончания университета в 1951 году профессор Тихомиров рекомендовал Галину Андреевну на работу в только что созданный отдел болотоведения и мелиорации  (впоследствии лаборатория болотных экосистем) Карело-Финского филиала АН СССР (ныне Карельский научный центр РАН).
Задачей нового  отдела  было изучение растительности и торфяной залежи болот, их картографирование и инвентаризация.  Работой руководили  зав. отделом Л.Я. Лепин и ст. н. сотрудник, лауреат государственной премии СССР Е.А. Галкина. Елина благодаря своим способностям к рисованию быстро овладела методикой дешифрирования аэрофотоснимков и стала одним из составителей  крупномасштабных ландшафтно-геоботанических карт. Результатом этой работы явилось создание первой карты и справочника-кадастра торфяных месторождений Карельской АССР, изданных в 1957 году под редакцией Л.Я. Лепина. Налина Андреевна была одним из авторов этой крупной и важной для республики работы.
Первые 10 лет работы были не только периодом интенсивного накопления опыта и знаний, но и упоения самой жизнью. Она с энтузиазмом окунулась  в творческую жизнь коллектива филиала Академии наук,  стала примадонной театрального кружка, которым руководил заслуженный артист Б. Хотянов.
Вскоре она вышла замуж и осваивала роль молодой жены и матери маленького сына.
Всю жизнь геоботаника сопровождают экспедиции. В наш век развития туризма путешествиями не удивишь. Но для геоботаников путешествия не самоцель, а хлеб насущный. Именно они дают пищу уму, расширяют кругозор,  в экспедициях собирается  тот материал, который потом, после его обработки и анализа, ляжет в основу статей и книг, составления карт и разработку новых методов, выдвижения гипотез и построения теорий. Это только кажется, что все открытия уже совершены. На самом деле Земля хранит еще много тайн. А болота хранят не только свои тайны, но и тайны всех событий, происходивших в окружающей природе в течение последних 10-11 тысяч лет. Именно раскрытию этих тайн и посвятила свои основные научные исследования Галина Андреевна Елина .
Экспедиции 1950-х годов отдела болотоведения, как и составление карт, помогали выявлению торфяного фонда Карелии. В них участвовало много  молодежи, не только сотрудники отдела, но и студенты Московского торфяного института, Ленинградского и Петрозаводского университетов и др. И весь этот молодежный состав после тяжелых дневных маршрутов быстро сбрасывал с себя усталость и, как все молодые люди, после ужина предавался радостям дружбы и веселья – жгли костры, пели песни, танцевали. Здесь начиналась и первая любовь, и первые разочарования.
В дальнейшем Галина Андреевна была участником и руководителем более 50 экспедиций в разные уголки Восточной Фенноскандии. И это не считая экспедиционных поездок и научных экскурсий в разные регионы СССР и за рубеж. Экспедиции следовали одна за другой из года в год, преимущественно в северные мало изученные районы Карелии (Прибеломорье, Лоухи, побережье Баренцова моря и в центр Кольского п-ва –Лапландский заповедник, Ловозеро и Ловозерские тундры; Терский берег Кольского п-ва; многолетняя комплексная экспедиция в Костомукшу, предшествовавшая созданию металлургического комбината и Костомукшского национального парка.
Переломным в научной карьере Галины Елиной стал 1963 год, когда начались работы в юго-восточном Прибеломорье. Многое уже было увидено, узнано и продумано, пора было начинать свой научный путь.  Решение принято, консультации с коллегами подтвердили правильность его и началась работа над кандидатской диссертацией.
И именно в период ее создания проявилась ее главная черта, которая отличает Елину как ученого. Она не хочет,  не умеет идти проторенными путями. В любую работу, в любое начинание она должна внести что-то особенное, свое, не тронутое другими. Ей недостаточно сказать «как», ей необходимо понять и объяснить «почему». С этой целью она начинает осваивать спорово-пыльцевой анализ – ключевой метод палеогеографических реконструкций.
По результатам комплексных геоботанических, стратиграфических и палинологических исследований в 1968 году она защитила кандидатскую диссертацию «Растительность, болотные фации и история развития болот юго-восточного Прибеломорья».
Для успешной работы ученого важны не только твои собственные знания и таланты. Важно, чтобы пик твоей формы оказался в нужном месте и в нужное время. Это значит, что очень многое будет зависеть от того, сочтут ли нужными твои идеи и знания твое окружение и твое руководство, поддержат ли тебя,  И Галине Андреевне повезло. Именно в 1968 году председателем  Президиума Карельского филиала АН СССР стал член-корреспондент АН СССР Н.И. Пьявченко,  ведущий болотовед и биогеоценолог, ученик и соратник академика В.Н. Сукачева. В Карелии под его руководством развернулись комплексные биогеоценологические исследования естественных болотных экосистем, эффективности лесоосушительной мелиорации и рационального использования болот.
 
В 1970 году Пьявченко поручает Елиной возглавить самый сложный теоретический раздел на вновь созданном Киндасовском стационаре – исследования структурно-функциональной организации и динамики естественных болотных экосистем.  Таким образом,  ее идеи поддержаны на самом высоком уровне, ее исследованиям открыт зеленый свет. В 1970-е годы под ее руководством проводились также многочисленные маршрутные исследования, направленные на изучение продуктивности и ресурсов ягодных и лекарственных растений, создание сети охраняемых болот, а также уже упомянутые выше исследования в районе Костомукши.
В 1973 году Н.И. Пьявченко передает Г.А. Елиной руководство Лабораторией болотоведения и в течение 15 лет, с 1973 по 1988 годы, она возглавляла эту лабораторию. Под ее руководством началось формирование творческого коллектива лаборатории, в который в разные годы пришли выпускники Петрозаводского университета, Карельского педагогического института, еще студентами прошедшие проверку на пригодность к специфической работе в многочисленных экспедициях.
 
Галина Елина – прирожденный лидер. Она смело бралась за решение трудных задач, осваивала новые направления в науке, сама предлагала  новые методы и подходы. Личная смелость и мужество сопутствовали ей в экспедициях. Ведь болота – не простой объект. Их исследование порой связано с риском. Приведу только два случая. В 1986 году Галина Андреевна по приглашению друга – профессора С.А. Дыренкова – отправляется в Кавказский заповедник для изучения высокогорных болот. Подняться надо почти до 3000 м над уровнем  моря, и она впервые в жизни садится верхом на лошадь. Напомним, что ей в то время уже намного больше 50 лет.
А вот как она сама описывает высадку в экспедиции на Ветреный Пояс:
«Вертолет кружится, сесть негде; решаем высаживаться на ходу. Вертолет зависает над болотом и начинается выброска вещей, оборудования, людей. Снимаем сапоги, закатываем повыше брюки и прыгаем вниз. Только брызги летят во все стороны. Через 15-20 минут остаемся одни. Кругом тишина, а вдали, в небе, уже еле видна маленькая точка – наш вертолет».
Этими и другими самыми яркими впечатлениями  из своей работы Галина Елина делится  в книге «Аптека на болоте». Советую прочитать ее всем, кто еще не читал, кто любит природу.
{hsimage|На болоте «Каменный Мох» на Ветреном Поясе Галина Елина и Татьяна Юрковская в совместной экспедиции ||||} С 70-х годов постоянно велся целенаправленный сбор и анализ материалов по динамике болот и палеогеографии региона, по результатам которых в 1981 году Г.А. Елина  опубликовала монографию «Принципы и методы реконструкции  и картирования растительности голоцена», а в 1983 году  в Ботаническом институте им. В.Л.Комарова  она защитила докторскую диссертацию.
Методология реконструкций и картирования палеорастительности, разработанная Галиной Елиной, уникальна, она используется многими палинологами и палеогеографами России, широко известна и за рубежом.
В 1980-е годы начинаются совместные исследования с ботаниками и палеогеографами из Финляндии (Ю. Васари) и Чехословакии (К. и Э. Рыбничковы, В. Янковска, Н. Кончалова), а также участие Елиной  в выполнении ряда международных проектов («Биом-6000», «Динамика уровней озер Северной Евразии в позднеледниковье и голоцене» и др.).
В начале 90-х годов она впервые составила серию крупномасштабных карт палеорастительности, которые по детальности изображения сопоставимы с картами современной растительности. Это был необыкновенный прорыв в картографировании растительности голоцена. До этого палеогеографы составляли только очень схематичные мелкомасштабные карты. Такой прорыв стал возможен благодаря не только колоссальному опыту Галины Елиной, но и ее чрезвычайно широкому кругозору, обширным знаниям не только в области болотоведения и палеогеографии, а также геоботаники в целом,  умению привлекать опыт, накопленный смежными науками (геологией, геоморфологией, климатологией и пр.).
В начале XXI века Галина Елина овладевает современными методами ГИС-технологий и создает новую серию крупномасштабных карт ключевых участков в Карелии и среднемасштабных на всю ее территорию и сама  выполняет ее в  компьютерной программе MAPINFO. Характеристике таких карт, их анализу в разном преломлении посвящены две ее книги. Всего же к 2010 году ею опубликовано около 200 работ.
В своих работах она не только сумела показать, как менялась растительность в течение последних 10 — 11 тысяч лет в связи с изменением климата (на научном языке это называется динамикой растительности).  Она показала, как двигались географические зоны в пределах Карелии и всей восточной Фенноскандии, то есть как изменялись их границы. Например, 6000 лет тому назад южная тайга, которая сейчас стоит за пределами Карелии или чуть заходит на ее территорию, занимала 85% территории Карелии и  ее северная граница проходила около Топозера.
На основании изучения и анализа зональных границ она разработала методику и составила прогноз развития ботанико-географических событий на территории Карелии в будущем.
Галина Андреевна умеет щедро делиться своим идеями и открытиями с коллегами. Так было и со мной, мы много вместе работали и публиковались часто тоже вместе и никогда не считали, кто сделал больше, а кто  –  меньше. Например, мы разработали и опубликовали в Ботаническом журнале новый метод определения палеогидрологического режима местности на основе анализа ботанического состава торфов. Сейчас эта методика широко используется. Но я хочу сказать о другом, фактически вся идея этой работы, собственно ее методическая часть принадлежала Г.А. Елиной.
 
Я не смогла охватить все стороны деятельности Галины Андреевны, а выхватила лишь немногие, с моей точки зрения,  яркие страницы.
За заслуги в области науки Г.А. Елиной присвоены почетные звания заслуженного деятеля науки Карельской АССР (1984) и заслуженного деятеля науки Российской федерации (2007), она награждена Орденом Почета (1006), грамотами президиума РАН, президиума Совета Министров и Президиума Верховного Совета КАССР, президиума Карельского НЦ РАН. Она была лауреатом года Республики Карелия и города Петрозаводска.
Несомненно, Галина Андреевна Елина — пример настоящего ученого, оригинального и целеустремленного, она сумела передать часть своих знаний своим ученикам, отразить их в своих работах, она оставила свои идеи своим коллегам по лаборатории и всем тем, кто работает в этой области знаний и приняла решение на пике творческой активности завершить свои исследования и подала заявление об отставке, которое и было удовлетворено в конце 2009 года. Напомню, что в 2009 году из печати вышла книга Юрковская Т.К., Елина Г.А. Восстановленная растительность Карелии на геоботанической и палеокартах. Петрозаводск. 2009. Изд-ва КНЦ РАН . 136 с., а в 2010 г в Финляндии была опубликована книга на английском языке Elina G.A., Lukashov A.D., Yurkovskaya T.K.  Late glacial and Holocene palaeovegetation and palaeogeography of Eastern Fennoscandia. Helsinki, 2010. 300 p , большая часть которой  написана Елиной.
 
Когда-то была распространена такая рубрика «Если бы  директором был я». Так вот, я бы ученых такого уровня  не отпускала в отставку до конца их дней, ибо их знания и опыт бесценны.
 
 
{hsimage|Т.К. Юрковская ||||} Об авторе.  Юрковская Татьяна Корнельевна, доктор биологических наук. Родилась 3 сентября 1930 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Ведущий научный сотрудник Лаборатории географии и картографии растительности Ботанического института им. В.Л. Комарова РАН, 16 лет (1989 — 2006) заведовала Лабораторией. Почетный член международной организации по охране болот (IMCG). С 1957 по 1968 годы работала в Институте биологии КНЦ, Петрозаводск. Автор 290 научных работ и геоботанических карт. Редактор ежегодника «Геоботаническое картографирование».