Анонс

Лэнд-арт в исчезнувшей деревне

 
В течение недели русские и финские художники жили и творили в деревне, которой нет на карте.
 
{hsimage|Дом в деревне Толстяково ||||} Нет, это не байка! В самом деле в одном из уголков Заонежья есть практически исчезнувшая деревня Толстяково, в которой сохранились всего три дома. Один из них достоин отдельного описания. Созданный около 90 лет назад местным жителем Никифоровым, он и сегодня поражает своей крепостью, внешней внушительностью и внутренним убранством,  также изготовленным хозяином, мастером-краснодеревщиком.
 
{hsimage|После вернисажа |right|||} Увидев такой дом, художник Владимир Зорин  просто не мог не загореться идеей провести в этом  удивительном месте лэнд-арт-лагерь. Получив согласие хозяев, взялся за дело. В прошлом году в Карелии уже прошел первый фестиваль лэнд-арта на Олонецкой земле. По сути,  этот лагерь стал вторым фестивалем. В первый раз Министерство культуры никак не отреагировало на просьбу о помощи. Во второй сами просить ни о чем не стали.
Художников не испугало то, что в Толстяково нет связи и электричества, скорее, наоборот: кому из творческого люда не хочется романтики, отдыха от города, да еще и занятия любимым делом в  необычных условиях!
 
{hsimage|Сосенка "Клеопатра" Виктории Зориной||||} В арт-проекте «Комментарий» объединились 4 карельских и 4 финских художника.  Гости были очарованы домом и его хозяевами.  Здесь все достойно удивления:  старинный диван,  шкафчики и карнизы ручной работы, печь русская, вышитые предками подзоры и занавески. В общем, не дом, а музей.
 
Хотя от музея он все же отличается тем, что в нем, хотя и только летом, но  есть жизнь. Сначала  внуки хозяйки Людмилы – Денис и Маша — провели гостей по дому, рассказали не только его необычную историю, но и историю окрестностей. А дальше уже художники взялись за дело. У каждого родилась  своя идея, свой образ, свой комментарий по поводу  увиденного и услышанного.
Жильцы дома пытались посадить во дворе сосны, но каждый раз они погибали по той или иной причине. Виктория Зорина посадила три маленькие сосенки, оградив их импровизированным заборчиком.  Дети тут же дали им свои имена: Клеопатра, Цезарь и Магдалина.
 
— Из сосны построен сам дом, поэтому все мои мысли были направлены на то, чтобы  этот дом жил и хозяева его процветали, — говорит Виктория  о своем детище.
 
{hsimage|Евгения Терентьева и ее объект ||||} Интересный объект получился  у Евгении Терентьевой.  Найдя на поляне куст  засохшего можжевелового куста, она тщательно его очистила и покрасила красной краской. Куст сразу привлекает к себе внимание,  он просто и изящно вписался в природный ландшафт. 
 
{hsimage|Объект Игоря Монахова |right|||} Игорь Монахов обил торец баньки  металлическими пластинами, в которых отражается небо, она практически сливается с небом.   Идея художника очевидна: все исчезает, уходит, как и сама деревня, исчезнувшая с карты.
{hsimage|Владимир Зорин и его "Знаки" ||||} Мысли Владимира Зорина, уже искушенного лэнд-артиста, участника многих подобных зарубежных и российских арт-проектов,  были направлены на осознание труда рук человеческих. Немногое, что сохранилось, – гряды камней, собранные на скалах с окружающих полей. Уже и поля заросли травой и деревьями, уже нет многих из тех, кто когда-то работал, веселился или печалился в этих краях. Только серые, поросшие мхом камни напоминают о тех временах. На этих грядах воздвиг Владимир знаки памяти о том золотом времени Заонежской земли, символический рассказ о том наполненном полноценной жизнью прошлом.
  
Финские художники из Хельсинки также  пытались прокомментировать увиденное, воодушевленные новой и экзотичной средой. Марья-Элина Ууситупа обратилась к теме электричества и создала колокол из собранных в окрестностях элементов электрооборудования. Символизируя этим, что деревня не умрет, и что здесь когда-нибудь появится свет.  Тиина Халлокорпи облюбовала заброшенную теплицу и выплела на стенах названия {hsimage|Работа Каарины Ормио |right|||}цветов, близкие по звучанию в обоих языках. «Очень  много разного, непонятного, но много и общего в наших культурах», — считает она. Каарина Ормио под впечатлением рассказа хозяйки о перепелках из найденных в доме старинных  битых черепков посуды создала композицию с птицей. А Вейкко Бьерк создал практический объект, вызвавший  радость у местных обитателей. Он прорубил  широкую дорожку к озеру, скосил траву и выложил настоящую лесенку-спуск.
{hsimage|Вейкко Бьерк ||||} На открытие приехали гости из окрестностей и Петрозаводска. Было полное ощущение, что деревня зажила новой жизнью. Уже есть намерение продолжить работу в этом чудесном месте в следующем году.
 
Фото Виктории и Владимира Зориных