Семья и дети

Учусь быть мамой. Игра по правилам и без

 

{hsimage|Игру лучше не прерывать||||} Что такое игра для ребенка? Жизнь, которую он обыгрывает, переживает, принимает или нет. Благодаря игре родители понимают, на какой ступеньке развития находится чадо, в чем ему помочь  или что в отношениях с ним необходимо изменить.
Знакомый педагог как-то рассказала, что ей не надо было спрашивать у трехлетнего  внука, как дела дома. Достаточно было посмотреть на его игру. А родители малыша удивлялись — откуда бабушка все знает. Ребенок играет так, как живет.

Считается, что лет до трех малыши предпочитают играть одни. Недавно я наткнулась на информацию, что у некоторых  этот период может затягиваться лет до 5 — 6.  В этом возрасте начинается время групповой игры   и длится до 10-12 лет. Годам к 12-ти начинается такое активное освоение компьютера и виртуальных игр, что о казаках-разбойниках и прятках родителям остается только мечтать.

{hsimage|До трех лет дети любят играть в одиночестве ||||} Но вернемся к раннему дошкольному возрасту и некоторым его особенностям. Если в семье один ребенок, который находится дома с мамой, бабушкой или няней,  занять его не так и сложно. Всегда найдется дело, которым малыш захочет позаниматься.

 
Что важно учитывать в случае, если ребенок в семье один?

* Очень важно научить кроху складывать за собой игрушки. С тех пор, как ребенок начинает понимать слова, важно напоминать ему, что игрушки за собой надо убирать. Этот ритуал может стать тем важным переходным действием, которое поможет начать новое дело.

* Не стоит корить ребенка за то, что он не желает делиться  своими игрушками. Лучше сказать: «Ты же такой добрый, давай дадим игрушку на чуть-чуть (или пустим другого малыша на качели, горку )?» Так дети легче уступают и чувствуют, что их усилия ценят. Ведь победа над собой — самая сложная и важная, даже для взрослого.

* Просмотр телевизора или чтение вслух — это не игра. И никогда их  не заменят.

* В возрасте от полутора лет и до трех ребенок обычно не готов заниматься какой-то деятельностью больше 5-10 минут. Игра начинается спонтанно и так же спонтанно прекращается. Но эти мгновения нужно ценить, подмечать и хвалить малыша именно за старание и саму игру, но не оценивать личность. То есть лучше сказать «У тебя хорошо получается» вместо «Молодец!»,  «Ты отлично постарался!» вместо «Какой ты способный!».

Когда детей в семье двое или больше, организовать игру сложнее. А любая совместная деятельность, например, рисование, может превратиться в такое «ледовое побоище», что остаток дня придется посвятить отмыванию детей и квартиры. Поэтому иногда помогают простые правила по методике Монтессори. Они просты, лаконичны и легко принимаются детьми.

* Игрушкой занимается тот, кто взял ее первым. Благодаря этой аксиоме из совместной игры уходит процентов 30% ссор. К тому же малыш учится ждать, пока другой ребенок наиграется.

* Поиграл — убери за собой то, чем ты играл. Это помогает поддерживать порядок в квартире или детской комнате, приучает чадо к организации пространства.

* Работа на ковриках. Смысл этого правила в том, что определенный вид деятельности — рисование, лепка, игра с пересыпанием предметов — выполняется на коврике, специальной подложке, клеенке. Это важно, потому как учит малыша организовывать свое пространство и не нарушать границы. Мои старшие дети, практически погодки, часто толкались за трапезой. Как только у нас появились специальные коврики для еды — проблема ушла. Мы теперь используем их при рисовании, особенно красками — помогает не испачкать стол и не передраться.

* Следующее правило — мое любимое. Требование тишины, спокойного передвижения по комнате. Для меня это еще и определенный знак. Если дети вовлечены в деятельность, то молчание — верный признак погруженности в дело. Конечно, в данном случае речь идет о деятельности, а не о групповой игре, где молчание, скорее, свидетельствует об ее отсутствии.

Вскоре дети  усвоят эти правила, и они органично войдут в их взаимоотношения. Помню, меня смущала необходимость привносить в детские взаимоотношения правила. Мне не нравилось, что дети не могут быть хорошими просто так. Но потом пришло желание помочь им. И действительно, как только старшие ребята научились менее конфликтно взаимодействовать, родилась игра.

Первая игра была у них «в корабль». Старший Арсений был капитаном, а Серафима юнгой. Никто не ссорился и не обижался, а спустя несколько игр старший сумел уступить свою роль сестренке. Теперь детки играют  «в дом», «войну», «магазин». Иногда они заигрываются так, что мы не успеваем погулять. Меня это беспокоило. И вот что мне ответил опытный педагог. Если завершить игру не получается и дети к этому явно не готовы, то лучше дать им доиграть. Самые первые, невероятно яркие игры, длились у малышей по часу-полтора. И, что самое удивительное, рождали в нашей семье чувство удивительной общности. А дети уставали так, что и без прогулки засыпали днем. Так я поняла, что игра для них — это и колоссальная работа.

{hsimage|Игре в куклы тоже надо учить ||||} А.В. Пахомова в своей статье «Игра в жизни ребенка» пишет: «Хорошая игра похожа на хорошую работу, плохая игра похожа на плохую работу. Это сходство очень велико, можно прямо сказать: плохая работа больше похожа на плохую игру, чем на хорошую работу».

И еще один случай из жизни. Когда своих детей у меня еще не было, мы заметили, что дочка знакомых совершенно не играет. Ребенок смотрит телевизор, танцует под музыку, внимательно слушает чтение взрослых, разглядывает картинки, послушно моет руки перед едой, но не играет. Заметила это первой моя бабушка. И в следующий их приход к нам приготовила для Софы подарок: для маленького пупсика смастерила из коробочки постельку, сшила маленькое одеялко, простынку, подушку. И, о чудо, весь вечер малышка качала пупсика, кормила его с ложечки, укладывала спать и гуляла с ним! Оказалось, молодые родители просто не показывали дочке, как играть с куклой. Они решили, что ребенок должен сам начать играть. Наверное в идеале так должно происходить. Но иногда все же детям лучше помочь.

 
Фото автора
 
Предыдущие публикации Марии Голубевой из цикла «Учусь быть мамой —  «Учусь быть мамой. Если ребенок не играет»   и «Учусь быть мамой. Детская комната».