{hsimage|Татьяна и Франк Андерсены ||||} В норвежском городе Мо-и-Рана проходит международный музыкальный фестиваль с участием петрозаводских музыкантов и танцовщиков. Наш спецкор Ирина Ларионова еще расскажет о фестивале, а пока предлагает интервью с Татьяной Андерсен, которая живет в Норвегии уже 12 лет.
Она приехала сюда из Самары, но уже давно прикипела к этому краю душой. Работает в спортивном клубе инструктором различных видов фитнес-тренировок и является его почетным членом, выучила норвежский язык, принимает активное участие в общественной жизни Мо-и-Рана. Каждый раз, когда из России приезжают артисты с концертами, они с мужем Франком непременно приглашают их к себе в свой гостеприимный дом с видом на океан и горы. Она рассказывает о жизни в Норвегии.
— В магазине мы разговорились с молодой женщиной из России, которая тут же поспешила сообщить: «Не думайте, что в Европе живется легко! Здесь, чтобы жить, мы работаем очень много». Действительно ли здесь так непросто живется?
— Да, действительно! Здесь люди работают с полной отдачей каждый на своем месте. Понятно, что особенно трудно интегрироваться в чужой стране иностранцам. Для того, чтобы получить рабочее место, естественно, нужно знать язык. Если у вас есть среднее или высшее образование, то необходимо его подтвердить. И в каждом частном случае это происходит по-разному. В небольшом городе сложно устроиться по профессии. Люди стараются получить любую работу, чтобы обеспечить свою семью необходимым. Многие имеют две-три работы.
На пенсию здесь выходят в 67 лет, до этого возраста люди стремятся работать. Средняя продолжительность жизни при этом у мужчин 78 лет, у женщин слегка за 80.
— А если заболеешь?
{hsimage|Монумент скульптора из Англии Энтони Гормли (1995) в Мо-и-Ране||||} — В стране существует неплохая социальная система. Обычно можно взять три дня без больничного, чтобы подлечиться, но если человек болен серьезно, он может находиться на больничном и год, и два. Но лучший вариант в любой стране – иметь хорошее здоровье и работать как можно дольше, это гарантия твоего достатка и благополучия. Поэтому в Норвегии всегда уделялось внимание пропаганде здорового образа жизни. Сейчас ведется активная борьба с курением. Даже на улице можно курить только в специально отведенных местах. Спиртные напитки разрешается пить только в ресторане. У нас не ходят с сигаретой в зубах и с банкой пива в руках. Здесь так: как выходит закон, люди начинают его соблюдать.
— Вы говорите о здоровом питании, а на улице часто можно увидеть полных людей, особенно молодых.
— Именно поэтому стали так много внимания уделять здоровому образу жизни. Люди все чаще стараются покупать хорошего качества продукты питания, а они здесь и в самом деле отличные. Пропагандируется всякого рода спорт. В выходные многие выезжают семьями за город на горнолыжные курорты, которых здесь много. Про норвежцев не зря говорят, что родились с лыжами. Очень популярна нордическая ходьба с палками. Кругом оборудованы пешеходные и велосипедные освещенные дорожки. Много спортивных клубов, где занимается исключительно взрослая часть населения. Многие предприятия оплачивают своим работникам абонементы для занятий в клубах, так как их посещение стоит дорого.
Очень интересный момент: детям в Норвегии сладости и шоколад позволяют есть только по выходным. Заметьте какие и у взрослых, и у детей хорошие зубы. К тому же хлеб белый,неправильный, люди в основном позволяют себе тоже исключительно по выходным, чтобы побаловать себя, а в другие дни предпочитают хлеб грубого помола.
— Говорят о нордическом характере. Это миф или реальность?
{hsimage|Старая часть города ||||} — Да, это реальность! Норвежцам свойственна сдержанность, некоторая холодность, но это лишь внешнее проявление. Они и в самом деле очень закрытые люди. И если у них есть какие-то проблемы, то вы о них не узнаете, рассказывать о своих бедах просто не принято. Вышел из дома, надел на лицо улыбку и никому не должно быть никакого дела до ваших переживаний. С другой стороны, суровый климат и долгая зима делают людей уязвимыми: особенно боятся одиночества мужчины, больше всего самоубийств бывает в рождественские каникулы, и особенно среди мужчин.
— Говорят, что здесь реальное равноправие среди мужчин и женщин, и есть ощущение, что женщины в Норвегии очень независимые…
— Да, это правда. Женщины и работают здесь много, и выпить могут наравне с мужчиной, и разводы чаще всего инициируют сами жены. Здесь все проблемы семьи решают одновременно и мать, и отец. И что очень важно, норвежские отцы принимают в воспитании детей самое активное участие, не меньше, чем мать. И в случае развода, по закону, ребенка никто не может лишить общения с отцом или матерью, если, конечно, они не маргиналы. Многие родители стараются проводить каникулы, особенно летние, с детьми. Для норвежца самое главное — это семья, свой дом. И к ребенку с рождения относятся как к личности. С ним разговаривают, но ему не приказывают что-либо безапелляционно, без пояснений, и поэтому дети здесь самостоятельные и свободные. У государства существует специальная политика в отношении семьи и детей, ведь норвежцев всего 4 миллиона, каждый гражданин нужен своей стране.
— Что это за политика?
— Ну, про все не расскажешь, но вот пример: при рождении каждого ребенка мать получает единовременное пособие 30 — 40 тысяч крон. Потом каждый месяц около 5 тысяч крон за каждого ребенка. А если вы мать-одиночка, тогда пособие будет двойным. Так что материнство здесь социально защищено. И если мать-одиночка заканчивает работу тогда, когда ее ребенок еще находится в школе или в детском саду, то предприятие будет искать варианты удобного режима рабочего дня для этой женщины. Школьная система предполагает, что каждый ученик – личность. Здесь детей не пытаются построить под одну гребенку.
— Но проблемы с детьми все же существуют?
— Конечно. Например, здесь, на мой взгляд, плохая система занятости подростков. Кроме лыж, футбола, гандбола и балетной студии в городе прежде ничего не было. Когда я приехала в Мо-и-Рана, то организовала здесь спортивную шоу-группу для детей разного возраста при спортивном клубе, которая пользовалась большой популярностью. Обычно в спортивных клубах можно было заниматься только с 18 лет. И только сейчас стали возникать подобные спортивные секции для детей, типа yang dance, правда, все это платно и недешево. Кроме того, когда у подростков возникает депрессия, врачи в первую очередь выписывают им антидепрессанты, вместо того чтобы порекомендовать родителям увлечь или заинтересовать детей чем-то. На мой взгляд, проблема занятости подростков существует до сих пор.
— А что вам, наоборот, очень нравится в Норвегии?
— Безопасность и социальная защищенность! Когда я возвращаюсь в очередной раз из России, уже в Осло я начинаю чувствовать себя спокойно в отношении своих сумки или кошелька. Конечно, нет правила без исключения: психически ненормальных людей везде хватает. И все же вы заметили, двери наши часто стеклянные, ключики от дверей маленькие, в машинах отсутствуют сигнальные системы. Помимо всего прочего здесь величественная природа, горы, океан рядом, зверушек в лесу полно. Недавно из леса к нашему дому рысь приходила…
— Как вам понравились выступления наших карельских музыкантов на концертах и на фестивале SmelteDigilen?
— Когда я бываю на концертах наших русских артистов, то всегда горжусь тем, что я русская и что наша культура такая богатая и разнообразная. Концерт был великолепный! Очень гармонично выступили композитор и пианистка Ирина Смирнова и норвежские музыканты. У меня слезы наворачивались на глаза, когда танцевали Владимир Варнава, танцовщик из Петрозаводска, и норвежка Тереза Йоргенсен.
Фото автора