{hsimage|Учителя школы в 1941 году. Фото с сайта школы ||||} 150 лет отмечает 29 октября Ильинская средняя школа. Именно к этому дню относится первое упоминание о школе.
Одна из лучших школ республики, о которой не раз писал "Лицей", известна своими учителями. О них эссе выпускницы школы 1999 года Екатерины Либерцевой, ныне учителя информатики, лауреата конкурса "Учитель года Карелии".
Одна моя коллега очень часто повторяет: «Театр начинается с вешалки, а школа с учителей». Я всегда очень любила ходить в свою школу, но только теперь, отработав 8 лет учителем, осознала, как много добрых слов не сказала в адрес своих любимых и дорогих учителей и как важны и нежно хранимы в учительских душах слова благодарных учеников.
Как сейчас помню 3 класс, первый урок после зимних каникул, тема «Дроби». Конечно, слухи о новой учительнице были нам уже известны, но это невероятное связанное своими руками розовое платье превзошло все ожидания. Конечно, нам захотелось научиться. Сколько времени мы проводили в каморке между кабинетами, вывязывая петли, вышивая, выкраивая, под чутким руководством и добрым взглядом Бобиной Галины Николаевны. Полгода пролетели незаметно, но Галина Николаевна не ушла, а перешла с нами в 5 класс и стала вести у нас уроки труда. Теперь, получив ещё и кабинет с машинками и плитами, мы вытворяли чудеса! Варили кисель, пекли торты, жарили мясо и попутно учились быть хозяйственными и аккуратными. Окончив 6 класс, большинство моих одноклассниц форсили в сшитых своими руками костюмчиках, халатиках, юбочках. А каждые каникулы Галина Николаевна звала нас в гости, где в тёплом кругу мы пили чай с неизменным земляничным вареньем. Светлая память и бесконечная благодарность Учителю Жизни.
{hsimage|После тяжёлых уроков нет ничего приятнее, чем прогулка на лыжах с одноклассницами и Ольгой Борисовной ||||} Я никогда не была худенькой девочкой, но в аттестате "5" по физкультуре. Кроме того, занятия физкультурой стали неотъемлемой частью жизни многих моих одноклассников. Всё это благодаря Ольге Борисовне Дигуевой. Вовремя похвалив, объяснив, поругав, она могла вызвать жгучее желание добиться, не останавливаться, развиваться, не бояться неудач, пробовать снова и снова. Но главное, Ольга Борисовна щедро вознаграждала старание. Она всегда оценивала не результат, а личный рост ученика. И сейчас мне кажется, что в этом будущее системы оценивания.
А теперь представьте себе целый класс, который пишет один вариант теста, потом каждый сам его проверяет, по объявленным критериям ставит оценку, называет её учителю для выставления в журнал… Вы, конечно, подумаете, что все получали одни пятерки. Как же вы ошибаетесь! Бывало, что ни одной 5! Удивлены? Просто вы представить себе не можете, что значит, авторитет Ульянова Юрия Ивановича! Никто даже подумать не мог о том, чтобы обмануть! Про юмор этого учителя ходят легенды не только по нашей школе, но и в районе. Но главный приём, которому я научилась у Юрия Ивановича, это публичное комментированное выставление итоговых оценок. Мы ждали последнего урока четверти. Он называл каждого по списку, считал вслух оценки, задавал вопрос. Вот очередь доходит до меня: «Ну что, Катя, опять мама с четверкой домой не пустит?» «Не пустит, Юрий Иванович», — вздыхала я и получала заслуженный вопрос, с радостью находила ответ на него и чувством выполненного долга шла домой.
Хочется написать и о человеке, который не провёл у меня ни одного урока, но сыграл очень важную роль в моей жизни. Наш класс был очень активным и творческим. Мы придумывали, готовили и проводили массу мероприятий для класса и школы. Самым любимым из них был День самоуправления. Наш директор Андрей Фёдорович Кошкин в этот день даже уступал нам свой кабинет. Однажды, день самоуправления прошёл так хорошо и организовано, что Андрей Фёдорович собрал всю инициативную группу в своём кабинете для подведения итогов. Очень хорошо помню эту встречу и его слова: «Ребята, у меня всегда была мечта, чтобы в нашей школе существовала ученическая республика». Тогда для нас это был лишь призыв к активным действиям. И только недавно я осознала, что Андрей Фёдорович подарил нам очень важную вещь – свою мечту! И пусть мы воплощали её по-своему, нужно огромное мужество, чтобы так доверять своим ученикам. Андрей Фёдорович научил меня верить в своих учеников, запретить себе частое учительское «не смогут, не справятся».
Преодолеть многие учительские страх мне помогли воспоминания о классной руководительнице Логиновой Светлане Исаковне. Взять в поход с ночёвкой 20 маленьких шестиклассников или 20 взрослеющих восьмиклассников, прямо, резко объявить о нарушении, открыто признать свою вину. Исключительно смелый педагог мог позволить себе такое поведение. При этом мы безгранично доверяли Светлане Исаковне все свои секретики, секреты и секретища, она удивительно тонко понимала все наши возрастные периоды.
Принято считать, что прочные знания ученики получают лишь в тех кабинетах, в которых слышно, как мухи летают. На наших уроках физики и информатики мух было не слышно. Наша учительница Кужеева Анна Олеговна постоянно шутила. Особенно её смешили наши попытки где-нибудь что-нибудь списать. Она с лёгкостью находила все наши шпаргалки, поэтому в старших классах, тем, кто не сдаёт экзамен, она разрешила делать официальные шпаргалки «установленного образца». Тогда мне казалось, что это излишняя доброта, а сейчас я сама очень часто использую этот приём в старших «непрофильных» классах. Кроме того, Анна Олеговна никогда не пройдёт мимо своего ученика, не поинтересовавшись, как у него дела. Она знает всё про всех своих учеников. А это тоже один из моих педагогических принципов «знать всё про всех».
{hsimage|Татьяна Паевская. Фото Натальи Мешковой ||||} Математика очень серьёзная наука. Казалось бы, сиди и решай. Но наша учительница, молодая, красивая, серьёзная Татьяна Юрьевна Паевская давала нам возможность общаться. Работа в группах, парах, обучение ученика учеником. Даже на последнем звонке, Татьяна Юрьевна сказала: «Мне было достаточно научить Катю, а дальше она научит весь класс». И действительно, мы никогда не списывали друг у друга, мы старались друг друга научить. На переменках Татьяна Юрьевна всегда находила время «поговорить о жизни», дать совет, сделать комплимент. Татьяна Юрьевна всегда очень глубоко и широко проникает в проблему, умеет уловить её причины, поэтому её советы всегда многосторонние, обдуманные, действенные. Я очень рада, что у меня есть возможность общаться с Татьяной Юрьевной как с коллегой. Она поддерживала меня на протяжении двух дней на конкурсе «Учитель года», а ведь администратору нелегко найти порой даже минутку.
{hsimage|Cтрогое КВНское жюри, под руководством Веры Васильевны |right|||} Слова особой благодарности хочется сказать в адрес Веры Васильевны Кипрушовой. Мы приняли её очень настороженно. Нам казалось, что строгий учитель не может быть творческим. И как же я потом радовалась тому, что именно она стала нашим классным руководителем в старших классах. Меня подкупило её умение выслушать все идеи, одобрить, похвалить, а потом сказать: «А если ещё вот это?». И она делала такое предложение, от которого нельзя было отказаться! Вера Васильевна стала для меня олицетворением понятия «старший товарищ». Она ни разу не сказала нам «нет».
{hsimage|Провожая нас, классные руководители зажгли в каждом ученике маленький огонёк ||||} Но главный сюрприз ждал нас на выпускном, когда они вместе со Светланой Исаковной внесли в зал 2 пирога с зажжёнными свечками! Тогда нас захватывала возможность загадать желание, а сейчас я понимаю, что это было очень символичное событие. Прошло чуть больше 10 лет. Все мои одноклассники состоявшиеся люди. С каждым из них приятно встретиться и поговорить. Все мы стали достойными людьми благодаря маленьким огонёчкам, которые зажгли в наших душах учителя. А сейчас они разгорелись до костра, которым мы делимся с окружающими.
Фото из архива Екатерины Либерцевой