Судя по всему, это утверждение потеряло свою актуальность. По крайней мере коты — и кошки, естественно, которые появились в Ночь музеев в Музее изобразительных искусств Карелии, полностью опровергают его. Как и Юрий Люкшин, который привез в Петрозаводск выставку своих работ «Коты для умножения доброты».
Открытие ее и состоялось в Ночь музеев. Судя по числу посетителей вернисажа, кошатников в Петрозаводске более чем достаточно. Их не испугала в этот вечер даже непогода. Да и чему удивляться: четвероногие, хвостатые и бесхвостые, добрые и злые, истошно орущие и нежно мурлыкающие, они чем-то напоминают нас, людей. Мне кажется, на выставке каждый сможет найти своего протитипа.
С творчеством петербургского художника Юрия Константиновича Люкшина петрозаводчане хорошо знакомы – по выставкам его работ, которые прошли у нас. График, живописец, иллюстратор книг, искусствовед, педагог, организатор выставок и конкурсов детского рисунка, автор благотворительной детской программы «Краски добра», Люкшин создал хорошо известные серии произведений по мотивам «Калевалы» и «Слова о полку Игореве».
А вот теперь выясняется, что мастер, известный полотнами на религиозные и эпические темы, с увлечением рисует котов. Выставка, которую Юрий Константинович привез в Петрозаводск, уже была в Петербурге, объехала ряд городов России. Но, несмотря на то что Люкшин называет себя заядлым кошатником, уверена, даже специалисты не определят к каким породам принадлежат его модели. А делит художник своих котов по другим признаком: «Коты Малевича» (Люкшина называют наследником творчества К. Малевича), «Русские коты»… И завораживает в них не экстерьер, а… их глаза – выразительные и говорящие, они словно очеловечивают усатых и хвостатых героев.
Возьмите хотя бы «Ваню» из серии «Русские коты». Лежит этакое добродушное существо на печи, чуть прикрытое деревенским лоскутным одеяльцем и смотрит на нас, то есть зрителей, немного ошалелыми спросонья глазами: «Разбудили-то чего?». А «Красавица» из той же серии — в белой шубке, с чуть лукавой улыбкой, подрисованными глазками и длинными ресницами, правда, красной помадой, как и положено красавицам, подкрашены почему-то не губы, а… нос (видимо, такова мода в кошачьем мире) — выглядит ничуть не хуже, чем длинноногие манекенщицы на модном подиуме.
Не скажу, что выставка котов Юрия Люкшина стала центральной в Ночь музеев, но, несомненно, она добавила посетителям Музея изобразительных искусств, пришедшим сюда в эту ночь, тепла, радости, хорошего настроения, улыбок и, надо надеяться, доброты. Ведь писал художников эти необычные портреты именно для умножения доброты. А ее нам сегодня очень не хватает
Фото автора