Образование, Школа и вуз

Расширяя горизонт

петровская_школа2

В Петровской школе Петрозаводска провели традиционный праздник «Итоги года»

Ученики начальной школы в игровой форме выясняли, чему же они научились за этот год. В празднике принимала участие не только «началка», но и пяти-шестиклассники, родители учеников и многочисленные гости из Петрозаводска и Санкт-Петербурга.

 

— Первая часть праздника — портфолио класса, — рассказывает Ирина Невара, завуч по учебно-воспитательной работе Петровской школы. — Каждый класс показал учителям, родителям, чему они научились за этот год. Нетипично то, что в этой самопрезентации появляется пятый класс, следующая ступень обучения. Сделано это для того, чтобы нынешние четвероклассники заглянули в будущее. Идея этой встречи  в выстраивании перспективного мышления у детей и взрослых. Например, третьеклассники могут сравнить опыт своей презентации в прошлом году и посмотреть, чему они научатся в будущем.

Праздник для начальной школы организовали в сказочном варианте. После завтрака «У скатерти-самобранки», школьники отправились в «Чудо-путешествие»: в фойе Дворца творчества, в здании которого и располагается Петровская школа, расположились столики с названиями станций. У каждого участника игры был свой путевой лист и за правильный  на листе появлялась заветная наклейка.

— Задания разбиты по разным предметам, но есть станции, объединяющие несколько областей знаний. Например, «Почемучка», «Шифровка» и так далее, — поясняет Ирина Невара. — Если подойдет ученик первого класса, то он получит задание своего уровня, а четвероклассник — своего. С прошлого года к работе на станциях мы привлекаем учеников пятых и шестых классов.

Учителя Петровской школы еще помнят, как за этими стольками сидели они вместе  с воспитателями, а сейчас эту работу выполняют дети.

— Для нас это важно, так как мы в это время можем понаблюдать за взаимодейтвием учеников школы. Первоклассник, например, должен подойти к более старшему и получить свое задание. Каждый ребенок двигается в своем темпе. Возможность такого педагогического наблюдения для нас невероятно важна! — уверена Ирина Валерьевна.

После окончания игры специальная счетная комиссия вместе с завучем Ириной Александровной Быковой, на плечи которой и легла основная подготовка игры и все организационные моменты, посчитала баллы. За каждую наклейку в путевом листе класс получал конфету. В этом году лидерам досталось 400 карамелек.

Кроме игры по станциям в программе «Итогов года» были и практические занятия.

Татьяна Рогозина
Татьяна Рогозина

— Уже в седьмой раз в Петровской школе прошли «Итоги года». Появляются новые формы работы. Каждый год находится новая грань, благодаря которой мы можем выявить новые умения учеников, но не в ходе контрольной работы, а с помощью игры. Об отмене контрольных работ речи не идет,  но мы говорим о добавлении таких форм работы с детьми, когда мы выявляем личностные и метапредметные результаты ребят таким способом, — говорит Татьяна Валерьевна Рогозина, доцент кафедры управления Ленинградского областного института развития образования.

Татьяна Валерьевна рассказала об одном из новых подходов к планированию учебного года. Неделю дети учатся по привычной классно-урочной системе, а следующую посвящают проектной и исследовательской деятельности, которая может проходить в школьных лабораториях, за стенами школы и не ограничиваться уроками и звонками. То самое динамическое расписание, о котором пока в Петрозаводске даже и не слышали.

В питерской гимназии «Квантор» принято не только подводить итоги года, но и уже в первых числах сентября планировать учебный год вместе с учениками, родителями и педагогами.

— Никто не запрещает нам первую неделю сентября или конец августа посвятить такому планированию,  считает Рогозина. — Это более эффективно, потому как в обсуждении образовательных перспектив мы должны ориентироваться и на запросы ребенка. Взрослые не должны решать за детей, как и чему они будут их учить — это пагубная практика, прижившаяся в школе с советских времен.

— Много интересных идей было озвучено на этих «Итогах года», — делится своими впечатлениями Ирина Шарлаева, сотрудник Центра развития образования Петрозаводска. — Не все, как мне кажется, пока еще возможно применить из показанного здесь в общеобразовательных школах. Петровская школа  камерная, здесь в каждой параллели только один класс. К тому же школа находится во Дворце Творчества — это  красивое и способствующее развитию пространство. Безусловно, таким опытом важно делиться. Такие встречи расширяют горизонт.

— Не сомневаюсь, что такая форма работы возможна в современной школе. Все зависит от желания самого учителя, — уверена студентка Кристина  Подковырова, которая учится на четвертом курсе  педагогического колледжа №8 в Петербурге. — Когда я собралась в Петрозаводск на эту встречу, моя подруга сказала мне, что это большая удача — побывать в Петровской школе и увидеть инновации, которые мы еще не изучали, но которые уже есть в образовании.

петровская_школа
Главными на станциях были шестиклассники
петровская_школа
За каждую наклейку в путевом листе школьники получали конфету
петровская_школа
Кристина, студентка питерского колледжа, через год собирается начать работу в школе
Петровская школа
За круглым столом
петровская_школа
Подведение итогов

Петровская школа

Фото автора