Программу реструктуризации образовательной сети Петрозаводска обсудили на муниципальном совете 24 апреля. Вопрос болезненный, начиная свое выступление, заместитель начальника управления образования Ирина Мирошник даже призналась, что очень волнуется.
И это неудивительно: под нейтральным словом «реструктуризация» подразумевается не что иное? как существенная ломка сложившейся системы. Что это означает? Предлагается объединять школы – основные со средними, провести интеграцию общеобразовательных школ с учреждениями дополнительного образования.
Проведенный в управлении анализ показывает, что в 60 процентах школ учеников меньше, чем предусматривает проектная мощность, а расход средств на обучение в год одного ученика высок. Если в субвенции заложено не более 20 тысяч рублей в год, то в отдельных школах это и 22, и 25 тысяч. Еще один «говорящий» показатель: в Петрозаводске на одного учителя приходится 10,5 ученика, а должно быть не менее 14.
В результате почти все деньги уходят на зарплату, ничего не остается на оборудование, приобретение учебно-наглядных пособий. Руководитель управления образования Наталья Васильева посетовала, что таких допотопных пособий, как в петрозаводских школах, нет уже и в районах.
В результате почти все деньги уходят на зарплату, ничего не остается на оборудование, приобретение учебно-наглядных пособий. Руководитель управления образования Наталья Васильева посетовала, что таких допотопных пособий, как в петрозаводских школах, нет уже и в районах.
Город не справляется с расходами на образование, на которое уходит 41 – 45 процентов бюджета. Положение критическое, признают в управлении образования, система неэффективная и затратная, реструктуризация неизбежна.
Она подразумевает и переход на нормативное подушевое финансирование, когда деньги приходят за учеником. Предполагается также, что к 2009 году на третьей ступени обучения (10 – 11 классы) будет стопроцентное профильное обучение, в том числе за счет сетевого взаимодействия. Намечено сокращение административного персонала в отдаленных и малочисленных школах. Сейчас он достигает 6 – 7 человек – столько же, сколько в больших школах. Предполагается вести конкурсный отбор руководителей.
Члены муниципального совета, в который входят представители как системы образования, так и общественности, при обсуждении программы высказали много замечаний и сомнений. Проректор ИПК Ольга Костенко, являясь сторонницей ЕГЭ, в то же время не считает, что при реструктуризации надо ориентироваться только на его результаты. Татьяна Агаркова из ПетрГУ полагает, что надо менять работу с менеджментом тех школ, у которых низкие показатели. Говорили члены совета о том, что не поставлена цель реструктуризации, что ранее уже были разработаны городские программы развития образования, где они? Упрекнули управление образования в намерении разделить ответственность за явно непопулярную идею реструктуризации с муниципальным советом.
Пожалуй, в одном все были едины: родителей и общественность надо обязательно знакомить с показателями работы школ.
В заключение была создана рабочая группа муниципального совета по реструктуризации образовательной сети города.