Хроника

Перестройка местного масштаба

 
Программу реструктуризации образовательной сети Петрозаводска обсудили на муниципальном совете 24 апреля. Вопрос болезненный, начиная свое выступление, заместитель начальника управления образования Ирина Мирошник  даже призналась, что очень волнуется.
И это неудивительно: под нейтральным словом «реструктуризация» подразумевается не что иное? как существенная ломка сложившейся системы. Что это означает? Предлагается объединять школы – основные со средними, провести интеграцию общеобразовательных школ с учреждениями дополнительного образования.
Проведенный в управлении анализ показывает, что в 60 процентах школ учеников меньше, чем предусматривает проектная мощность, а расход средств на обучение в год одного ученика высок. Если в субвенции заложено не более 20 тысяч рублей в год, то в отдельных школах это и 22, и 25 тысяч. Еще один «говорящий» показатель: в Петрозаводске на одного учителя приходится 10,5 ученика, а должно быть не менее 14.  
В результате почти все деньги уходят на зарплату, ничего не остается на оборудование, приобретение учебно-наглядных пособий. Руководитель управления образования Наталья Васильева посетовала, что таких допотопных пособий, как в петрозаводских школах, нет уже и в районах.
Город не справляется с расходами на образование, на которое уходит 41 – 45 процентов бюджета. Положение критическое, признают в управлении образования, система неэффективная и затратная, реструктуризация неизбежна.
Она подразумевает и переход на нормативное подушевое финансирование, когда  деньги приходят за учеником. Предполагается также, что к 2009 году на третьей ступени обучения (10 – 11 классы) будет стопроцентное профильное обучение, в том числе за счет сетевого взаимодействия. Намечено сокращение административного персонала в отдаленных и малочисленных школах. Сейчас он достигает 6 – 7 человек – столько же, сколько в больших школах. Предполагается вести конкурсный отбор руководителей.
Члены муниципального совета, в который входят представители как системы образования, так и общественности, при обсуждении программы высказали много замечаний и сомнений. Проректор ИПК Ольга Костенко, являясь сторонницей ЕГЭ, в то же время не считает, что при реструктуризации надо ориентироваться только на его результаты. Татьяна Агаркова из ПетрГУ полагает, что надо менять работу с менеджментом тех школ, у которых низкие показатели. Говорили члены совета о том, что не поставлена цель реструктуризации, что ранее уже были разработаны городские программы развития образования, где они? Упрекнули управление образования в намерении разделить ответственность за явно непопулярную идею реструктуризации с  муниципальным советом.
Пожалуй, в одном все были едины: родителей и общественность надо обязательно знакомить с показателями работы школ.
В заключение была создана рабочая группа муниципального совета по реструктуризации образовательной сети города.