Педагогика двора

Педагогика двора

А помнишь, как вместе с тобою мы жили…
Вот и закончилась публикация Вахтенных журналов Форпоста имени А.С. Макаренко. Каждую запись вместе с вами читала-перечитывала, вспоминала, радовалась, удивлялась.

 

Поразило то, что ребята очень хорошо передавали  рабочую атмосферу  жизни клуба; удивило, что каждый год, месяц и даже день велись записи. Вахтенные журналы изобилуют массой рисунков, стихов, дружеских шаржей.  

 

1986 год — это год признания опыта Форпоста  на союзном уровне: сразу в двух общесоюзных журналах «Семья и школа» и «Народное образование» вышли статьи о Форпосте;  это год  большого интереса к нашему опыту финских коллег  и огромного желания форпостовцев  иметь свою школу.

 

Почему школу? Организаторы Форпоста —  члены отряда «Трубач» — уже получили высшее образование и работали в разных школах города. В основном это были девушки, которые с утра работали в школах города, а сразу после работы шли в наш любимый клуб. Помните: «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил» (Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»). Вот и я думала о судьбе каждой из моих девчонок. Работа, творчество, общение с детьми — здорово! Но это не вся жизнь. К каждой из них должна прийти своя весна, своя любовь, у каждой должна быть своя семья, а для этого нужно было хотя бы иметь свободное от работы время.

Общий сбор-представление. 09.05.09 

 

У нас было два проекта — большой подростковый центр, в котором могли бы работать 15 педагогов, и школа. Куратор клубов по месту жительства Валентина Ивановна Ляшенкова горячо поддержала мою первую идею, но почти сразу же мне сказала, что ни реального помещения, ни средств на это нет. Тогда мы сориентировались на школу.

 

Тяжелый был год. На всю жизнь запомнилась встреча с секретарем ГК КПСС Ю.А.Кузнецовым, которому я изложила идею школы. Он  выслушал меня, а потом сказал: «Вы, товарищ Артемьева, к своей кандидатуре школу-то не привязывайте, не привязывайте! Вы нам не нужны. Нам нужна ваша идея, а воплотить найдется кому!» Судя по записям в Вахтенном журнале на мироощущении ребят это трудное время не отразилось. Здорово! Не хочется останавливаться на той «войне», которую развязали власти против молодежи, которой всего-то и хотелось работать в одной школе и продолжать форпостовские традиции. Ограничусь лишь тем, что в школу-новостройку (школа №13) назначили другого директора, я ушла с должности педагога-организатора (иначе мои девчонки ни за что не оставили бы клуб). И на следующий день форпостовская  делегация впервые в большом составе поехала в Финляндию делиться опытом работы. Отменить поездку было невозможно, все помнят, как трудно было раньше выехать за границу, немало трудностей доставило финским партнерам пройти все препятствия и доставить нас в их страну.

 

Поездка была замечательной, внимание к нам было очень высоким. Встречаясь с молодежью Финляндии, мы были приятно удивлены тем, что многие наши песни они пели в орлятском кругу, песни были переведены на финский язык, некоторые наши традиции были взяты ими в свою работу.

 

Возвратившись из Финляндии, я пошла в 34-ю школу воспитателем группы продленного дня в 6«б»  класс. Через месяц мне дали уроки русского языка, классное руководство в 4 классе. Началась моя учительская работа. Не прошло и месяца, как в мой 4«г»  пришло  много студентов-форпостовцев, все стали творить вместе с моими ребятами.

Весенняя «Академия творчества» — любимое творческое дело Форпоста. 09.05.09

 

Вот тогда и пришел к нам на помощь ректор КГПИ  Анатолий Николаевич Бритвихин, который до последнего дня был сторонником форпостовской школы. И в двух больших аудиториях института один раз в неделю стали собираться  школьники вместе со своими наставниками-форпостовцами. Так родилось межшкольное педагогическое объединение «Трубач», которое явилось преемником традиций отряда «Трубач», Форпоста имени А.С. Макаренко. Уже осенью прошла «Комса-26». Мы  принимали наших финских друзей, проводили творческие дела в школах, где работали наши форпостовцы,  еженедельные общие сборы-объединения в КГПИ, на которые одновременно могли собираться около 100 ребят (институт принимал нас вежливо и с пониманием!), ездили в трудовые лагеря и экспедиции. Но это была не ежедневная работа, что значительно сократило рабочее время моих педотрядовцев.

 

Как межшкольное педагогическое объединение, мы проработали с 1986 по 1990 год.

 

В 1990 году Форпосту неожиданно предложили  45-ю школу, а меня назначили директором, но это уже другая история, о которой пойдет речь в разделе «Педагогика школы».

 

Добавлю только, что 9 мая 2009 года состоялась встреча форпостовцев  в школе №45, мои выросшие ребята пришли на встречу со своими  детьми. Встреча прошла в виде однодневного сбора,  готовили ее учителя и ребята 45-й школы из группы «АВАРД», молодежный коллектив Артема Лаврентьева, выпускника  Форпоста и 45-й школы (Санкт-Петербург).

Прощайте вы, прощайте, писать не обещайте, но обещайте помнить и не гасить костры!

Наш форпостовский «Огонек» 09.05.09

Прошло много времени, и недавно я спросила у  ребят из  АВАРД-группы 45-й школы:   «Какое событие вам запомнилось больше всего?». Очень многие сказали: «Встреча с Форпостом. Атмосфера была  ни с чем не сравнимой, как будто мы  знали друг друга много лет и никогда не расставались!». А когда ребята узнали, что взрослые форпостовцы были первыми учителями 45-й школы, все позавидовали нашим ученикам первого десятилетия.

 

Многие меня спрашивают: «А кем стали форпостовцы, чем занимаются они? Ведь сейчас другое время». И я попросила форпостовцев  принять участие в разговоре под условным названием «Время и годы».  В скором времени его содержание  будет опубликовано здесь на сайте.

 

 

 

С уважением ко всем читателям Светлана Станиславовна Артемьева