В нашей рубрике «Есть вопрос!» вы найдете ответы на волнующие вас вопросы. Присылайте их по почте на адрес газеты «Лицей», e-mail: licey@izdat.karelia.ru или задавайте по телефону 76-54-65.
«Как должен осуществляться подбор кадров на должность директора школы? Почему возможна ситуация, когда назначают людей, явно не готовых к этой ответственной работе?»
Отвечает заместитель председателя Карельской республиканской организации профсоюза работников народного образования и науки РФ, внештатный правовой инспектор профсоюза Евгения МАКАРОВА.
– На основании п. 4 ст. 35 ФЗ «Об образовании» руководитель может быть назначен одним из шести способов: избран коллективом образовательного учреждения (ОУ); избран коллективом ОУ при предварительном согласовании кандидатуры с учредителем; избран коллективом ОУ с последующим утверждением учредителем; назначен учредителем с предоставлением совету ОУ права вето; нанят учредителем; назначен учредителем.
Во всех случаях с руководителем заключается трудовой договор. Согласно п. 3 ст. 35 ФЗ «Об образовании» непосредственное управление государственным или муниципальным ОУ осуществляет прошедший соответствующую аттестацию руководитель. Таким образом, до назначения на должность руководитель должен пройти аттестацию.
Фактически возникли два вида аттестации руководителей. Один – аттестация, которая проводится до назначения на должность, другой вид – аттестация, которая проводится в процессе трудовой деятельности. Аттестация позволяет подготовить претендента на должность руководителя к его будущей деятельности.
Статья 35 ФЗ «Об образовании» устанавливает и правила управления государственным или муниципальным образовательным учреждением. Непосредственное управление – это форма единоначалия. Его осуществляет администрация, которую возглавляет директор, заведующий или иной руководитель.
Управление образовательным учреждением строится в основном на двух принципах: единоначалии и самоуправлении, которые, дополняя друг друга, создают единую систему управления.
Единоначалие осуществляет администрация: руководитель, его заместители, начальники структурных подразделений. Самоуправление имеет две формы: непосредственная демократия и представительная демократия.
Форма непосредственной демократии – общее собрание, педагогический совет, когда в нем участвуют все педагоги. Форма представительной демократии – совет образовательного учреждения, различные комиссии, комитеты и др.
Порядок выборов органов самоуправления определяется уставом ОУ. Каждое ОУ может устанавливать свой порядок выборов.
Таким образом, при соблюдении всех правовых норм в образовательном учреждении невозможна ситуация, когда на должность руководителя назначается человек, не готовый к этой ответственной работе.
"Лицей" № 5 2008