Петрозаводск поистине театральный город! И сценических площадок на душу населения иногда бывает сверх меры. Архитектурно-градостроительный спектакль, в течение года разыгрывавшийся за плотным занавесом, наконец раскрыл всех главных действующих лиц. И произошло это в течение 10 дней, завершившись в судебном заседании 4 апреля.
Пролог
Длинная, чрезмерно затянувшаяся история с застройкой квартала, смежного с Левашовским бульваром, надоела, пожалуй, всем. Тем не менее все-таки стоит обратиться к ней еще раз.
Самая первая демонстрация непомерных аппетитов застройщика явилась громом среди ясного неба зимой 2008 года на одном из градостроительных советов при главном архитекторе Петрозаводска. Столпившиеся на крошечном участке гигантские строения высотой от 25 до 42 метров потрясли своей наглостью всех архитекторов — членов совета вне зависимости от возраста, вкусовых и стилевых предпочтений, имеющих порой диаметрально противоположные взгляды на застройку города. «У нас же регламенты!..» — выдохнули, казалось, все одновременно.
Автор проекта, московский архитектор держался перед провинциалами корректно, но с нескрываемым спокойствием агрессора, уверенного в очень мощной поддержке некой силы, которая способна преодолеть на пути к достижению своей цели всё. В том числе и этот формальный градостроительный совет с его ненужными ни автору, ни застройщику советами. Пусть аборигены смотрят, привыкают.
Единодушная рекомендация к снижению этажности и возвращению нового строительства в рамки существующих высотных регламентов не была услышана, и к следующему рассмотрению в проекте практически ничего не изменилось. У некоторых застройщиков и авторов их проектов нередко используется такой прием — продавливания через совет методом игнорирования решений и постоянного представления из раза в раз одного и того же, причем случается до 5-8 «заходов».
Но в данном случае всё пошло по-другому. Удивительным образом второй протокол заседания совета от 24 апреля 2008 года оказался с записью «о возможности размещения в квартале объектов повышенной этажности», правда с оговоркой «не противоречащей требованиям Проекта зон охраны памятников истории и культуры Петрозаводска». А все последующие изменения проекта, которые жаждали обсуждать члены совета, рекомендовалось предоставить на рассмотрение не на очередное заседание совета, а в Управление по делам архитектуры и градостроительства городской администрации, то есть объект исчез из поля зрения местных архитекторов, и с гласностью по нему было покончено. На этом заканчивается и несколько затянувшийся пролог.
Действие 1
Спустя три года после описываемых выше событий, в апреле 2011-го, просочились сведения о том, что застройщик, не вынося больше свое чудище ни на какие советы, заказал в институте Урбанистики (бывший славный ЛенГИПРОГОР) «Проект обоснования отклонений от разрешенных параметров строительства…» в многострадальном квартале у Левашовского бульвара.
Такая лазейка действительно существует в законодательстве. Но у большинства российских регионов в местных регламентах существуют узаконенные нормы отклонения от предельных параметров утвержденного строительства, чего, к счастью застройщиков, у нашего Министерства культуры нет. А это открывает беспредельные горизонты и небесные выси для так называемых отклонений в таких размерах, что дух захватывает!
И название у проекта волшебно изменилось. Вместо «Проекта застройки квартала» появилась «Реконструкция жилого дома под административно-торговый и жилой комплекс» в квартале, ограниченном улицами Куйбышева, Еремеева, Кирова и М. Слободской». Откуда? А это просто реверанс в сторону Федерального закона №73 об объектах культурного наследия. Все-таки квартал не так прост, он располагается в охранных зонах. И здесь уже чувствуется рука профессионала, это явно не придумки застройщика.
Действие 2
С апреля 2011-го неуловимый Проект обоснования уже в Петрозаводске. Это известно абсолютно точно. Но никто, совсем никто в городе слыхом не слыхивал о таком проекте — ни министерство строительства (скорей всего у застройщика), ни городская администрация (может быть, в министерстве строительства или у застройщика), ни министерство культуры (нет, что вы, это, конечно, в городской администрации, нам-то зачем)…
В министерство культуры стучались больше всего — все-таки орган, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, а тут явно большие нарушения просматриваются. Да, нет, откуда, мы ничего не знаем…
Летом была подана заявка о внесении Левашовского бульвара в реестр объектов культурного наследия. Он живой, и больше всех пострадает при таком строительстве. Может быть, министерство культуры обратит внимание на проект обоснования, когда тот появится у них, вспомнит, что вот тут рядом Левашовский, который возможно, по-иному и быть не должно, непременно должен узаконить свой статус объекта культурного наследия! Министерство культуры, вы же орган, уполномоченный…
Действие 3
Конец октября 2011-го. Шокирующая новость, свалившаяся за 4 дня до события, — стало известно о первых публичных слушаниях по кварталу, которые являются необходимым шагом процедуры узаконения его новой запредельной высоты. Но это значит, что уже есть Распоряжение правительства? Это значит, что тот самый Проект обоснования «отклонений» уже рассмотрен в Минкульте? Звонок в министерство культуры. На том конце: «Не может быть… Мы ничего не знаем…»
И скучно, и нудно. И все время вспоминается известная русская песня «Матушка, матушка, что во поле пыльно?» с аналогичным сюжетом и крайне печальным концом. Эта актуальная музыкальная тема может звучать в продолжение всего спектакля.
Зрелище перед занавесом — публичные слушания 1 ноября 2011 года. Слушания нашли отражение в местных СМИ с телекамерами, продемонстрировали, наконец, три тома этого чудесного Проекта обоснования института Урбанистики, о котором так долго мечтали члены Научно-экспертного совета: открыть, посмотреть, почитать, оценить заслуги в борьбе некогда уважаемого института против исторического центра Петрозаводска. Три толстенных недоступных тома лежали на трибуне у счастливого их обладателя, господина Гаврюшева, которому можно было позавидовать. А что тут завидовать — кто платит, тот и имеет.
А что же Министерство культуры? Да, у нас где-то был этот проект, нет, не помним, куда-то положили, посмотреть — с удовольствием, только его почему-то нет, вот вернется специалист из командировки, приходите в понедельник…
Действие 4
Первый суд, состоявшийся 18 января 2012-го, по процедуре проведения слушаний с нарушением освещен достаточно подробно. Это действие спектакля также проходило на авансцене, не исключено, что оно шло параллельно чему-то, вершившемуся за занавесом. Суд восстановил справедливость. Были назначены новые слушания. А до них 22 февраля состоялся круглый стол. Информационная открытость пролилась благодатным дождем, застройщик даже разрешил придти к нему в офис и ознакомиться с этим недосягаемым в течение года Проектом обоснования.
Первое же знакомство с вожделенным проектом оставило недоумение у архитекторов. Так как проект в основном был составлен из… описаний наших памятников архитектуры. Из 625 страниц этих томов, которыми помахивал застройщик, 528 практически переписаны из доброго старого Проекта зон охраны Петрозаводска, делавшегося той же Урбанистикой в 1995 году.
В остальном настойчиво развивается мысль о том, что Проект зон охраны Петрозаводска требует корректировки, он устарел, а городу необходимо развиваться.
Знакомство с проектом длилось не более часа, господину Гаврюшеву (спасибо ему и за это!) нужно было уходить.
Действие 5
На авансцене нашего Театра прошли публичные слушания, состоявшиеся 7 марта в здании городской администрации. Они стали по-настоящему публичными, а потому информации о них предостаточно. В эти же дни было подано заявление в суд о признании Распоряжения Правительства Республики Карелия от 27.10.2011 об изменении высотных регламентов в квартале у Левашовского бульвара незаконным. Незаконным, потому что основанием стала работа института Урбанистики, выполненная некорректно и с многочисленными нарушениями действующих законодательств, в том числе и в области охраны объектов культурного наследия.
Подробное изучение этого проекта, любезно скопированного суду представителем Министерства культуры (!) для приобщения к делу, раскрыло очень много, мягко говоря, некрасивого по отношению к Петрозаводску. Это изучение позволило сделать серьезное заключение о полной несостоятельности положений, которыми оперировали проектировщики в своем желании угодить заказчику.
Не желая сильно утомлять читателей подробным изложением этого заключения, остановлюсь лишь на некоторых моментах.
Удивил тот факт, что среди разработчиков проектной документации, решающей важнейшие градостроительные и архитектурно-пространственные проблемы исторического центра Петрозаводска, перечислены 2 экономиста, 2 юриста, 2 инженера и только 1 архитектор.
Петрозаводск представляется проектировщиками в виде набора отдельных редких памятников, судьба которых и влияние на которые новой застройки исследуются в проекте. До сих пор сохраняющаяся уютная и масштабная ткань историко-культурной городской среды, правда, местами уже непоправимо прорванная грубыми неуместными строениями, полностью была проигнорирована проектом. Но Федеральный закон №73 об объектах культурного наследия уже в преамбуле утверждает о праве каждого жителя на сохраненную и восстановленную историко-культурную среду обитания.
Проектировщики берут на себя право утверждать:
«Требуется подготовка нового проекта зон охраны, отвечающего современным требованиям градостроительного освоения города Петрозаводска. В противном случае может возникнуть тупиковая ситуация, когда нормы, установленные при определенных (не самых благополучных) политико-экономических обстоятельствах, будут реально тормозить территориально-пространственное развитие Петрозаводска». Такая ситуация названа проектировщиками «строительным коллапсом».
Хочется отметить несостоятельность этих рассуждений о так называемом грядущем «строительном коллапсе», так как исторический центр Петрозаводска в границах Неглинка — Лососинка — железная дорога — набережная Онежского озера, где действуют основные ограничения, составляет по площади менее 3% от всей территории города, что сводит вышеупомянутый термин к чисто литературной гиперболе, не более.
Кроме того, все последние генеральные планы Петрозаводска, разработанные тем же институтом Урбанистики (ранее — ЛенГИПРОГОР) до ныне действующего, опирались на прогнозируемый рост численности населения города до 350 тыс. жителей практически в тех же границах, что и сейчас. При этом речи не шло о каком бы то ни было «торможении территориально-пространственного развития Петрозаводска», не предписывалось ни сносить коренные леса в черте города, ни вести уплотнительную застройку, ни насыщать немасштабной застройкой исторический центр, стращая наступлением «строительного коллапса» под лозунгом «Город должен развиваться!». К тому же сейчас население Петрозаводска не растет, а уменьшается.
Выводы проектировщиков явно ангажированы и демонстрируют односторонний подход к рассмотрению проблем функционирования исторического города в современных условиях, а также обнаруживают незнание или целенаправленное игнорирование мирового опыта в решении подобных задач.
Ни вопросы организации транспорта, ни вопросы экологической ситуации при новом строительстве и сохранности Левашовского бульвара в обосновании не рассматривались. А ведь в Проекте охранных зон Петрозаводска, разработанном в 1995 году тем же институтом Урбанистики, настоятельно рекомендовалось внести в реестр объектов культурного наследия исторический Левашовский бульвар, судьба которого полностью игнорируется в рассматриваемом проекте обоснования. Кроме разве того, что принимая плотность застройки квартала в 50%, проект обоснования предполагает компенсировать недостаток нормативных площадей придомовых территорий нового комплекса за счет Левашовского бульвара. То есть бульвар будет исполнять роль двора для жителей нового жилмассива.
Пожалуй, самым поразительным является раздел о проведении расчета предельных высот намечаемого строительства.
Согласно методике и исходным установкам проектировщиков, некоторым объектам культурного наследия Петрозаводска не будет мешать и застройка высотой 342-366 м, 190 м, 103-122 м, 126-146 м и т.д. Все эти цифры на полном серьезе прописаны в проекте и заботливо сведены в таблицы! Но, учитывая запросы заказчика, все-таки остановились на 25-41,5 метрах. Гуманность этого решения почти вызывает слезы умиления.
Вывод заключительный проекта Урбанистики:
«Новый объект в указанных параметрах не наносит ущерба полноценному визуальному восприятию объектов культурного наследия, ценной и средовой застройки города Петрозаводска, не загораживает обзор данных объектов, не служит негативным фоном для их восприятия и соответственно не является дисгармонирующим объектом по отношению к ним». И, похоже, совсем не важно, как это будет выглядеть в жизни, главное, правильно назвать и написать.
Вывод группы архитекторов, живущих в Петрозаводске и делающих заключение по данному проекту:
«Механистическое следование абстрактной методике вне контекста существующего исторического города грубейшим образом нарушает презумпцию сохранения его основных, подлежащих охране характеристик, а именно: планировки, застройки, композиции, соотношения между различными городскими пространствами (свободными, застроенными, озелененными), объемно-пространственной структуры, формы и облика зданий и сооружений, объединенных масштабом, соотношение с природным и созданным человеком окружением.
Рассматриваемый проект обоснования изменений разрешенных параметров строительства в отдельном квартале своими «допустимыми» высотами до 366 метров (!) в историческом центре, сохраняющем до сих пор планировочную структуру конца XVIII века, практически ставит крест на гармоничном развитии исторического центра нашего города».
Действие 6
Судебное заседание 4 апреля. Состав действующих лиц тот же, что и на предварительном заседании. Выступления, внесение дополнительных документов, прения, вопросы…
Занавес Театра Абсурда взметнулся при чтении судьей документов, представленных юристом городской администрации. Наконец, все встало на свои места, обрело стройность в объяснении поведения должностных лиц всех уровней местной власти, недомолвки, уклончивые ответы, игнорирование просьб собрать научно-экспертный совет для профессионального рассмотрения проекта Урбанистики… А вообще, просто разверзлась тьма подковерных деяний, от которой обычно далеки горожане, желающие гласности и прозрачности в делах своего Петрозаводска. С непривычки это стало шоком.
Зачитанный судьей протокол совещания в правительстве РК от 14 января 2011 — это полный и подробный сценарий с распределением ролей. Министерство строительства и министерство культуры, представители городской администрации и администрации главы республики собрались как на совет в Филях, чтобы сообща решить важнейший вопрос: каким образом обойти существующие регламенты в исторической части Петрозаводска, чтобы застройщик мог построить то, что он хочет! Или проще, как обустроить «проходимость» 40 метров там, где положено всего 12.
«1. Администрации Петрозаводского городского округа оформить право ООО «Онега-Инвест» на земельный участок в квартале… с параметрами разрешенного строительства…
2. ООО «Онега-Инвест» заключить с институтом Урбанистики договор на выполнение обоснований на отклонение от разрешенных параметров… с 2-3 этажного строительства до 4-5 — 10-11 этажного…
3. Министерству культуры РК при получении из Администрации Петрозаводска данных обоснований провести процедуру их согласования…
4. Администрации Петрозаводска совместно с министерством культуры РК обсудить вопрос возможного изменения в действующий Проект зон охраны памятников Петрозаводска по всем объектам культурного наследия в границах территории Петрозаводского городского округа…»
А потом Распоряжение главы РК, а потом — публичные слушания, а потом — Постановление главы Петрозаводска… И это мы уже прошли, а публичных слушаний и постановлений городского главы даже в двух разновидностях.
Но самое страшное для нашего исторического города — это пункт 4. Эта задача с очень дальним прицелом на полное уничтожение всего исторического центра в угоду застройщикам, которые живут где-то в других городах и странах, там отдыхают душой, а здесь просто собирают ренту, делают деньги, отнимая у жителей их Петрозаводск. Институт Урбанистики поработал на это, обосновывая не только изменение этажности в конкретном квартале, но проводя красной нитью мысль о непременном изменении всего Проекта зон охраны, мечтая взяться за эту работу. И может быть этот проект уже заказан нашим правительством? И может быть потому так трудно идут рассмотрения всяких заявок и экспертиз о новых памятниках, будь то деревянные здания на проспекте Ленина, Левашовский бульвар, кинотеатр «Сампо»? Ведь чем меньше памятников, тем меньше ограничений.
Занавес упал, но за ним — еще один, и второй, и третий…
P.S. Жаль, что с этим спектаклем его режиссеры, действующие лица и исполнители слегка опоздали выдвинуться на всероссийскую театральную премию. «Золотая маска» была бы обеспечена не в одной номинации.
Впрочем, это на мой дилетантский вкус. Специалисты, думаю, поправят, если что не так.