По случаю весны в аптеках нашего города все чаще спрашивают противоаллергические препараты и неудивительно: весна — сезон, когда для аллергии просто рай, а аллергики не знают, куда деваться от цветущих, распускающихся, растущих и пахнущих деревьев, цветов, трав и кустарников.
На кафедре фармакологии, организации и экономики фармации ПетрГУ заинтересовались вопросом: «А что же принимают наши горожане, борясь с аллергией?» и провели маркетинговые исследования рынка противоаллергических препаратов в Петрозаводске. Исследования включали в себя анкетирование посетителей аптек, изучение рынка противоаллергических препаратов в Петрозаводске. Студенты и интерны медицинского факультета принимали активное участие в исследованиях, помогая охватить опросом такое большое количество людей.
Для оценки ситуации на аптечном рынке было проведено изучение ассортимента с использованием контент-анализа по регистрации антигистаминных препаратов в Российской Федерации и данных крупных аптечных сетей Петрозаводска («Ремедиос», «Карелфарм», «Петрофарм 2000», «Луиза»).
По данным Государственного реестра лекарственных средств, рынок противоаллергических антигистаминных препаратов представлен 116 торговыми наименованиями. Наибольшее число торговых наименований приходится на лоратадин (31 наименование) и цетиризин (19 наименований). На петрозаводском фармацевтическом рынке представлено всего 79 торговых наименований. Но такая насыщаемость на самом деле является хорошей, поскольку в других регионах выбор может быть в несколько раз меньше.
Основную часть лекарственных форм составляют таблетки — больше половины от всех имеющихся препаратов, затем следуют жидкие лекарственные формы; третье место занимают инъекции. Глазные капли, капли в нос, спреи и аэрозоли получили четвертое (почетное!) место. Наружные лекарственные формы представляют собой самую малочисленную группу для выбора.
Отечественные антигистаминные препараты представлены 26 наименованиями, зарубежные лекарственные средства — 53, значительная доля которых принадлежит препаратам Венгрии, Швейцарии, Индии и Германии.
Для оценки факторов, влияющих на предпочтения потребителей при выборе антигистаминных средств, был проведен опрос посетителей. Большую часть респондентов составили женщины 26-47 лет со средним специальным образованием и уровнем дохода до 10 000 рублей. Вот что отвечали нам люди, приходящие в аптеку.
На вопрос о лекарственной форме, которую покупают в аптеке от аллергии, 65% респондентов указали, что предпочитают таблетки, 14% — растворы и сиропы, 11% — мази и инъекции и 10% глазные и назальные капли.
На вопрос «Почему вы покупаете именно этот препарат?», 18% опрошенных ответили, что их выбор основан на минимуме побочных действий и безопасности данного лекарственного препарата. 18% других отвечающих сказали, что они просто ориентируются на назначение врача («Что доктор прописал»), не особо задумываясь о каких-либо свойствах назначаемого лекарства. 15% посетителей аптек верят не врачам, а «аптекарям» и покупают препараты по их советам.
Многих волнует эффективность (16%); другим важна длительность действия и скорость наступления эффекта (14%). Кстати, цена препарата волнует далеко не каждого — а только 12% опрошенных.
И уж совсем малое количество опрошенных созналось, что ориентируются на рекламу препарата (7%) или на советы друзей (7%). А предварительно аннотацию к препарату или медицинскую литературу читают только 1% (рис.1).
{hsimage|Рисунок 1. Факторы, оказывающие влияние на выбор препарата ||||}
Что еще интересного мы узнали из ответов посетителей?
В 97% случаях фармспециалисты информируют о режиме приема лекарственных препаратов; в 68% случаях предупреждают о побочных эффектах и только в 9% сообщают, какие препараты нельзя сочетать или применять одновременно. Это еще что! Врачи (!) информируют пациентов о побочных эффектах только в 21% случаях, о лекарственных взаимодействиях всего в 14% случаях. В итоге о побочных эффектах антигистаминных препаратов знают только 28% опрошенных. А ведь они имеют немаловажное значение при приеме лекарственного препарата!
Что же покупают наши горожане, борясь с аллергией? Цетрин, лоратадин, кларисенс, супрастин, тавегил и эриус. Вот шестерка лидеров (хотя в начале статьи мы говорили, что на рынке Петрозаводска их 79!). А это значит, что далеко не все препараты, которые есть у нас в городе, востребованы, не все резервы лекарственной борьбы с аллергией задействованы.
И еще хочется посоветовать: читайте аннотации к препаратам! Не стесняйтесь спросить у врача или фармспециалиста о побочных эффектах, сочетании препаратов, задавайте вопросы, и тогда появится надежда на победу в борьбе с аллергией.
Будьте здоровы!
Исследования далеко еще не закончены. Теперь очередь за врачами и провизорами. А что думают они? Мы расскажем и об этом.
{hsimage|А.С. Лесонен ||||}
Об авторе. Лесонен Анна Сергеевна, старший преподаватель кафедры фармакологии, организации и экономики фармации ПетрГУ. В 2008 году окончила отделение «Фармация» медицинского факультета ПетрГУ. С 2010 года проводит маркетинговые исследования рынка противоаллергических антигистаминных препаратов в Петрозаводске.