Культура, Художественная галерея Дмитрия Москина

Смирнов-Русецкий Борис Алексеевич

Смирнов-Русецкий. Из цикла Прозрачность. 1976 год
Смирнов-Русецкий. Из цикла Прозрачность. 1976 год

Полимусейон. Группа «Амаравелла»

Лес, вода, камень: их триединство определяет облик Севера. Каждая из этих трех граней исследована в картинах Смирнова-Русецкого.

Дмитрий Москин продолжает знакомить с лучшими работами художников, которые хранятся в коллекции Юрия Линника.

 

Б.А. Смирнов-Русецкий. 1989 год
Б.А. Смирнов-Русецкий. 1989 год

* Борис Смирнов (1905 – 1993) родился в Санкт-Петербурге в семье штабс-капитана А.А. Смирнова. Его семья жила в доме на Дворцовой площади. Мать, урожденная Русецкая, была женщиной образованной, знала несколько языков, обладала многочисленными талантами, в том числе музыкальным, любила изобразительное искусство.

Уже в детстве у маленького Бориса обнаружилась склонность к созерцанию, любовь к природе. Первые уроки художественного воспитания ему дала мать. В юношеские годы на формирование его духовного мира влияние оказала тетя – Евгения Смирнова, художница, и ее муж искусствовед Александр Иванов.

 

* После окончания школы в 1921 году Борис сообщил родителям о своем желании стать художником, но не нашел поддержки. Они хотели, чтобы сын в тяжелые времена приобрел более практичную специальность. В 1922 году Смирнов становится студентом промышленного факультета Московского промышленно-экономического института. В это время он познакомился с А. Сарданом на выставке Фатеева, а позже и с самим Фатеевым. Таким образом, было создано ядро будущей группы «Амаравелла». В 1924 году Борис знакомится еще с одним будущим членом группы – Руной (В.Н. Пшесецкой). Позже он писал: «Руна стала для меня духовной матерью».

 

* Осенью 1923 года Смирнов-Русецкий впервые принимает участие в художественной выставке в Московском музее изящных искусств. Уже тогда у него появляются работы, вошедшие в серии «Прозрачность» и «Осенние раздумья», – циклы, к которым художник возвращался на протяжении всей жизни. Поворотным событием для Смирнова-Русецкого стала его встреча в 1926 году с Н.К. Рерихом. Он вспоминал: «Проповедь действенности искусства, его объединяющей силы, была нам чрезвычайно близка. Мы чувствовали родство идей Рериха с нашими собственными мыслями и задачами».

 

* С этого времени Смирнов-Русецкий окончательно избирает для себя многотрудный путь художника. Его работы появляются на московских выставках. В 1930 году НКВД обратило внимание на членов группы. Руна была осуждена на три года. Смирнов-Русецкий, чтобы не идти против своих убеждений и не писать «что требуется», занялся научной работой. В 1937 году он становится доцентом МВТУ им. Баумана. Каждый летний отпуск художник проводит с мольбертом в поездках по Северу.

 

* И все же чекисты добрались и до него. Летом 1941 года его арестовали, обвинив в антисоветской пропаганде. Одной из причин ареста была связь с Рерихом. После десятилетия лагерей еще четыре года он находился в ссылках. Лишь в 1956 году его реабилитировали. В конце 1950-х – начале 1960-х гг. он переживает яркий творческий взлет. Работает много и плодотворно. В 1967 году прошла его первая большая выставка (60 работ), на которой были показаны картины как старых циклов («Прозрачность», «Север»), так и новых: «Снегурочка», «Крымская сюита» и др.

 

* Как художник-пейзажист Борис Алексеевич тяготел к традиции романтического пейзажа, поднятой на новый уровень А.И. Куинджи и его учениками. Нередко субъективный момент у него выходит на первый план, и здесь он идет гораздо дальше пейзажистов XIX  — начала XX века. «Понятие духовности очень рано вошло в сознание Смирнова-Русецкого. Сфера духовного для него – это не только мир сознания, но и проекция этого мира вовне: на природу, на космос… Начало духовности в его творчестве неразрывно связано с  началом памяти. Устремление к будущему у него уравновешено вниманием к прошлому. Художник создал несколько циклов на темы памятников архитектуры», – писал Юрий Линник.

 

* Вот перечень его основных циклов: «Прозрачность», «Осенние раздумья», «Север», «Валдай», «Лунная соната», «Египетские мотивы», «Знаки древности», «Древние лики», «Видения гор», «Углич», «Атлантида», «Крымская сюита» и др. Особо необходимо отметить цикл его сортавальских работ. В 1960-е годы художник осуществил свою мечту – пройти по северному маршруту своего учителя Н.К. Рериха, который с 1916-го по 1918 год жил в Приладожье. Лес, вода, камень: их триединство определяет облик Севера. Каждая из этих трех граней исследована в картинах Смирнова-Русецкого.

 

* Работы художника находятся в многочисленных музеях в России и за границей, в частных коллекциях. Последние годы жизни он был председателем Московского Рериховского общества, стараясь на всех путях совершенствования утверждать красоту жизни и радость созидательного труда.

В коллекции Юрия Линника находятся около 300 картин и рисунков художника, а также значительная часть документов, связанных с его жизнью.

Б.А. Смирнов-Русецкий, Ю.В. Линник, жена художника. Окрестности Сортавалы (места Н.К. Рериха).1982 год. Фото Д. Москина
Б.А. Смирнов-Русецкий, Ю.В. Линник, жена художника. Окрестности Сортавалы (места Н.К. Рериха).1982 год. Фото Д. Москина
Б.А.Смирнов-Русецкий в квартире-музее Ю.В. Линника рядом с картиной П. Фатеева. 1988 год. Фото Д. Москина
Б.А.Смирнов-Русецкий в квартире-музее Ю.В. Линника рядом с картиной П. Фатеева. 1988 год. Фото Д. Москина
Ангелы. 1920 год
Ангелы. 1920 год
Композиция. 1923 год
Композиция. 1923 год
Устремление. 1924 год
Устремление. 1924 год
Отражения. 1970 год
Отражения. 1970 год
Осирис. 1970-е годы
Осирис. 1970-е годы
Полусферы. 1980 год
Полусферы. 1980 год
Изумрудный замок. 1983 год
Изумрудный замок. 1983 год
Ю.В. Линник и Б.А. Смирнов-Русецкий на выставке художника. Музей ИЗО РК. 3 марта 1987 г. Фото Д. Москина
Ю.В. Линник и Б.А. Смирнов-Русецкий на выставке художника. Музей ИЗО РК. 3 марта 1987 г. Фото Д. Москина
Ю.В.Линник и Б.А.Смирнов-Русецкий на Карельском ТВ. 1987 год
Ю.В.Линник и Б.А.Смирнов-Русецкий на Карельском ТВ. 1987 год
Обложка книги Ю. Линника о Б. Смирнове-Русецком. 1995 год
Обложка книги Ю. Линника о Б. Смирнове-Русецком. 1995 год

Литература о Борисе Смирнове-Русецком:

  1. Ю.В.Линник. «Хрусталь водолея. «Амаравелла». Петрозаводск. «Святой остров». 1995
  2. Грибова З.П. «Путь длиною в век». Художник и время. Жизнь и творчество. Б.А.Смирнов-Русецкий. Издательский дом «Агни», Самара. 2003
  3. Художественный альбом «Прощание с Сортавалой». 32 этюда русского художника Б.А.Смирнова-Русецкого. Одесса. «Астропринт». 2005
  4. Б.А.Смирнов-Русецкий. «Письма художника». Одесса. «Астропринт». 2008
  5. В.П.Грибова. Г.В.Галутва. «Художники «Амаравеллы». Судьбы и творчество». Издательство МБА. Москва. 2009