Полимусейон. Группа «Амаравелла»
Лес, вода, камень: их триединство определяет облик Севера. Каждая из этих трех граней исследована в картинах Смирнова-Русецкого.
Дмитрий Москин продолжает знакомить с лучшими работами художников, которые хранятся в коллекции Юрия Линника.
* Борис Смирнов (1905 – 1993) родился в Санкт-Петербурге в семье штабс-капитана А.А. Смирнова. Его семья жила в доме на Дворцовой площади. Мать, урожденная Русецкая, была женщиной образованной, знала несколько языков, обладала многочисленными талантами, в том числе музыкальным, любила изобразительное искусство.
Уже в детстве у маленького Бориса обнаружилась склонность к созерцанию, любовь к природе. Первые уроки художественного воспитания ему дала мать. В юношеские годы на формирование его духовного мира влияние оказала тетя – Евгения Смирнова, художница, и ее муж искусствовед Александр Иванов.
* После окончания школы в 1921 году Борис сообщил родителям о своем желании стать художником, но не нашел поддержки. Они хотели, чтобы сын в тяжелые времена приобрел более практичную специальность. В 1922 году Смирнов становится студентом промышленного факультета Московского промышленно-экономического института. В это время он познакомился с А. Сарданом на выставке Фатеева, а позже и с самим Фатеевым. Таким образом, было создано ядро будущей группы «Амаравелла». В 1924 году Борис знакомится еще с одним будущим членом группы – Руной (В.Н. Пшесецкой). Позже он писал: «Руна стала для меня духовной матерью».
* Осенью 1923 года Смирнов-Русецкий впервые принимает участие в художественной выставке в Московском музее изящных искусств. Уже тогда у него появляются работы, вошедшие в серии «Прозрачность» и «Осенние раздумья», – циклы, к которым художник возвращался на протяжении всей жизни. Поворотным событием для Смирнова-Русецкого стала его встреча в 1926 году с Н.К. Рерихом. Он вспоминал: «Проповедь действенности искусства, его объединяющей силы, была нам чрезвычайно близка. Мы чувствовали родство идей Рериха с нашими собственными мыслями и задачами».
* С этого времени Смирнов-Русецкий окончательно избирает для себя многотрудный путь художника. Его работы появляются на московских выставках. В 1930 году НКВД обратило внимание на членов группы. Руна была осуждена на три года. Смирнов-Русецкий, чтобы не идти против своих убеждений и не писать «что требуется», занялся научной работой. В 1937 году он становится доцентом МВТУ им. Баумана. Каждый летний отпуск художник проводит с мольбертом в поездках по Северу.
* И все же чекисты добрались и до него. Летом 1941 года его арестовали, обвинив в антисоветской пропаганде. Одной из причин ареста была связь с Рерихом. После десятилетия лагерей еще четыре года он находился в ссылках. Лишь в 1956 году его реабилитировали. В конце 1950-х – начале 1960-х гг. он переживает яркий творческий взлет. Работает много и плодотворно. В 1967 году прошла его первая большая выставка (60 работ), на которой были показаны картины как старых циклов («Прозрачность», «Север»), так и новых: «Снегурочка», «Крымская сюита» и др.
* Как художник-пейзажист Борис Алексеевич тяготел к традиции романтического пейзажа, поднятой на новый уровень А.И. Куинджи и его учениками. Нередко субъективный момент у него выходит на первый план, и здесь он идет гораздо дальше пейзажистов XIX — начала XX века. «Понятие духовности очень рано вошло в сознание Смирнова-Русецкого. Сфера духовного для него – это не только мир сознания, но и проекция этого мира вовне: на природу, на космос… Начало духовности в его творчестве неразрывно связано с началом памяти. Устремление к будущему у него уравновешено вниманием к прошлому. Художник создал несколько циклов на темы памятников архитектуры», – писал Юрий Линник.
* Вот перечень его основных циклов: «Прозрачность», «Осенние раздумья», «Север», «Валдай», «Лунная соната», «Египетские мотивы», «Знаки древности», «Древние лики», «Видения гор», «Углич», «Атлантида», «Крымская сюита» и др. Особо необходимо отметить цикл его сортавальских работ. В 1960-е годы художник осуществил свою мечту – пройти по северному маршруту своего учителя Н.К. Рериха, который с 1916-го по 1918 год жил в Приладожье. Лес, вода, камень: их триединство определяет облик Севера. Каждая из этих трех граней исследована в картинах Смирнова-Русецкого.
* Работы художника находятся в многочисленных музеях в России и за границей, в частных коллекциях. Последние годы жизни он был председателем Московского Рериховского общества, стараясь на всех путях совершенствования утверждать красоту жизни и радость созидательного труда.
В коллекции Юрия Линника находятся около 300 картин и рисунков художника, а также значительная часть документов, связанных с его жизнью.
Литература о Борисе Смирнове-Русецком:
- Ю.В.Линник. «Хрусталь водолея. «Амаравелла». Петрозаводск. «Святой остров». 1995
- Грибова З.П. «Путь длиною в век». Художник и время. Жизнь и творчество. Б.А.Смирнов-Русецкий. Издательский дом «Агни», Самара. 2003
- Художественный альбом «Прощание с Сортавалой». 32 этюда русского художника Б.А.Смирнова-Русецкого. Одесса. «Астропринт». 2005
- Б.А.Смирнов-Русецкий. «Письма художника». Одесса. «Астропринт». 2008
- В.П.Грибова. Г.В.Галутва. «Художники «Амаравеллы». Судьбы и творчество». Издательство МБА. Москва. 2009