![Анна Заваркина](https://gazeta-licey.ru/wp-content/uploads/2012/09/k2_items_src_64769d7f8d55e26f680d3941930a4808.jpg)
Проект «Современный старый город: совершенствование трансграничного культурного туризма» осуществляться будет в двух городах – финском Йоэнсуу и столице Карелии.
О другом совместном проекте – «Города у воды» – мы уже рассказывали, работа над ним завершится весной будущего года. В презентации нового проекта протяженностью 30 месяцев принимали участие представители городского самоуправления двух городов, ученые и сотрудники музеев, сотрудники турфирм. Ибо одной из задач проекта является создание новых турпродуктов, развитие информационных каналов.
На культуре акцент был сделан не случайно. Сегодня все большую популярность приобретает именно культурно-исторический и экологический туризм. По мнению представителя финской турфирмы «Маткакарьяла» Айри Песси-Мустонен, 80 процентов туристов, желающих посетить Карелию, привлекают в первую очередь ее памятники истории и культуры, ее театры и музеи, различные культурные мероприятия – музыкальные и театральные фестивали, выставки.
Лет 5-6 назад было проведено социологическое исследование, чтобы выяснить, много ли наших сограждан вообще бывало за границей? Оказывается, более половины опрошенных – 57% – вообще ни разу не были за рубежом. Наибольшее количество таких «невыездных» в возрастной категории старше 50 лет – 63,5%, среди молодежи младше 30 лет – 55%. Среди тех, кто был за границей хотя бы раз в жизни, мужчин в процентном соотношении на 3% больше, чем женщин, причем практически во всех возрастных категориях.
А вот портрет финского туриста, как выяснилось на семинаре, резко отличается от нашего отечественного. Как правило, это люди среднего и старшего возраста (и в последние годы они становятся все старше), в основном женщины. Иногда единственный мужчина в группе – водитель автобуса, в котором финские туристки путешествуют.
Турист сегодня, и наш и зарубежный, – нет, не привередливый, а требовательный. Он не готов швырять деньги налево и направо, и когда платит, требует соответствующего уровня услуг. Еще для него важно общее впечатление, которое он получает от турпоездки. Ему нужны новые ощущения. Его интересуют не только природа или памятники истории, но и образ жизни той страны, куда он приехал. Но если по части удовлетворения культурных ожиданий приезжающих к нам туристов мы не уступим ни одной стране (а Карелия ни одному региону России), то в остальном – увы!
Бывает, признавались финские гости, есть превосходная идея, разрабатывается интереснейший маршрут, но он не продается. Так что не только Восток, но и туризм – дело тонкое, сложное.
Приветствуя участников семинара, руководитель Петрозаводского отделения Генерального консульства Финляндии в Санкт-Петербурге Анна-Мария Лиукко не скрывала своих симпатий к Петрозаводску. Но добавила, что во время прогулок по нашей столице у нее часто возникают идеи по использованию тех или иных зданий, по благоустройству тех или иных уголков города. И привела пример: отреставрировав старый заводской корпус завода по производству кабеля, городские власти Хельсинки отдали его общественным организациям финской столицы, и там буквально забурлила новая жизнь.
Могу дополнить рассказ госпожи Лиукко: во время пресс-тура в Финляндию нам, карельским журналистам, показали современный спорткомплекс с бассейном, который разместился в старом здании типографии, естественно, после его реконструкции. При этом хозяева подчеркнули, что посещение комплекса в дневное время бесплатное для всех, по вечерам им пользуются члены различных спортивных клубов, членский взнос в которых в то время составлял один евро в месяц. И второе: приехать туда позаниматься спортом можно на любом виде муниципального транспорта из любого района Хельсинки. Кстати, мы жили в гостинице в старом порту, под которую переоборудовали списанные за ненадобностью портовые склады.
Надо отдать должное музею, который хранит то, что еще осталось от квартала старой застройки. Конечно, создать в этом уголке старого Петрозаводска планируемый когда-то музей городского быта «Кижи» не в состоянии, у него другие задачи и функции. Но «Иллюзии старого города» (которые сегодня существуют и в виртуальном пространстве) – тот самый турпродукт, который так нужен Петрозаводску. Кстати, в рамках проекта «Города у воды» петрозаводские архитекторы разработали проекты реконструкции квартала исторической застройки и преображения набережной Онежского озера – от Сайнаволока до Соломенного. Дело за инвесторами.
Разговор о развитии туризма в двух городах, участниках проекта, – Петрозаводске и Йоэнсуу получился не только интересным, предметным, но и поучительным. Не только для карельской, но и для финской стороны. Ибо во главу угла был поставлен турист, его интересы, запросы, ожидания. Научившись удовлетворять их, мы научимся зарабатывать на туризме деньги. Пока же в России если турист и занимает в этом углу почетное место, то… в качестве липки, предназначенной только для того, чтобы ее ободрать.
В качестве иллюстраций мне показалось интересным использовать фотографии петрозаводчан, которые выложены на сайте администрации Петрозаводской городского округа, – такой они видят столицу Карелии.