Во Дворце искусств Кондопоги выступила молодая петербургская органистка Мария Лебедева
Неожиданная замена концерта произошла здесь 10 апреля. Большинство зрителей заметило это, только купив программку, где вместо заранее заявленных Ш. Видора и О. Мессиана первыми значились Д. Букстехуде и И.-С. Бах, а на левой стороне разворота вместо Ивана Татаринова была указана Мария Лебедева.
Все прояснилось, когда ведущая концерта принесла публике извинения за столь неожиданную замену: Татаринов по объективным причинам не смог приехать в Кондопогу, но нашел себе замену в лице молодой петербургской органистки, которая за два дня до концерта смогла предложить свою программу и спасти концерт.
Мария Лебедева — лауреат и дипломант многих престижных конкурсов органистов, преданная органу исполнительница, преподаватель класса органа в Санкт-Петербургском университете, одна из организаторов органных концертов в костеле Св. Станислава в Старой Коломне.
Девушка появилась на сцене в удивительном наряде — поверх красного трико, плотно облегающего руки и ноги, надет черный сарафан, что было заявкой на новый сценический образ. В создании этого образа её поддержали осветители зала, высвечивая маленькую яркую фигурку девушки на темной сцене, где правят органы.
Нельзя в очередной раз не восхититься органами Кондопоги — изящный барочный традиционный католический орган в глубине сцены окружен мощными трубами другого, гигантского современного, который поражает своей величественностью даже в состоянии покоя.
Конечно, ни один органист не устоит, чтобы не использовать уникальную возможность в одном концерте поиграть на двух органах. Дворец искусств Кондопоги её предоставляет.
Прелюдия Фа мажор Букстехуде была исполнена на барочном органе, который, казалось, впитал в себя тело органистки, и она походила на сердце великана, направляющего звуки музыки по трубам как живую кровь по его сосудам.
Давно прошли те времена, когда органист был скрыт от прихожан-католиков, и казалось, что орган звучит сам по себе. Теперь же ре-минорный концерт Вивальди, переработанный и переложенный И.С. Бахом для органа, можно не только слышать, но и видеть — органная кафедра вынесена в центр сцены. В зале Дворца искусств Кондопоги её с трех сторон окружает орган.
Исполнение Марии Лебедевой было классически тактичным, наверное, Бах был бы поражен этой девушкой, управлявшей органом на виду у четырехсотместного зала.
Отдав должное органной классике, Мария Лебедева перешла к исполнению музыки авторов ХХ века. Пассакалья Кушнарева — мост между органной музыкой эпохи барокко и современностью. При сохраненной структуре пассакальи представлена музыка трагического столетия. Исполнение Пассакальи вызвало восторг зала.
Далее — музыка, посвященная самым страшным событиям прошлого столетия — Медитация Олега Янченко, вошедшая в кинофильм «Иди и смотри».
И в конце первого отделения — музыкальный привет от Ивана Татаринова: его Пульс жизни. Интеллектуальная музыка наших дней, которая зародившись в верхних регистрах, постепенно охватывает весь спектр органного звучания, показывая полноту сегодняшних дней — от нежных дуновений ветра и пения птиц до нервных человеческих будней. Здесь Мария Лебедева показала (а в кондопожском зале это видно), насколько её тело способно к воспроизведению технически сложных, написанных мужчиной, ориентирующимся на собственные физические данные, произведений — сочетание трелей в верхних регистрах с параллельными и противоположными движениями, исполняемыми ногами органиста.
Но пьеса Татаринова была лишь преддверием к техническим требованиям произведений современного ливанско-французского органиста, композитора и импровизатора Наджи Хакима и Пьетро Йона, итальянско-американского органиста и композитора середины прошлого столетия. Для исполнения их квазигригорианских произведений (Григориана Хакима и Григорианский концерт Йона) требуется, кроме исключительной музыкальной, и недюжинная физическая подготовка.
Во втором отделении зрители оказались не просто на концерте органной музыки, а на настоящем представлении, где движения органистки, владеющей всеми навыками органной техники, были одновременно и хореографическими номерами на скамейке органного пульта.
Публика встретила это представление восторженно — Марию Лебедеву не хотели отпускать со сцены.
Органистка устала, но все-таки завершила программу изящной грациозной бисовкой — Юмореской Пьетро Йона, сделавшей впечатление от концерта светлым и оптимистичным.
Нельзя не отметить исключительное уважение Марии Лебедевой к публике, пришедшей на концерт: она ненавязчиво предваряла исполнение каждого произведения рассказом о его создании, что скрепляло концерт в единое целое.
Об авторе. Федор Соломенцев — студент II курса исполнительского факультета Петрозаводской государственной консерватории имени Глазунова.
Фото предоставлено автором